Профессиональные фотографы-пейзажисты в первую очередь рекомендуют 3 вида светофильтров - поляризаторы, градиентные ND нейтрально-серые и смягчающие тёплые фильтры. Светофильтры могут существенно изменить ваше пейзажное фото. Они применяются, когда нужно оттенить или подчеркнуть цвет и текстуру изображения, для добавления особенной атмосферы снимку. Однако, существует так много различных фильтров на рынке, что очень тяжело решить, какой же светофильтр разумнее использовать. Это приводит к тому, что мы опускаем руки и не пользуемся фильтрами вообще. Таким образом мы упускаем отличную возможность существенно улучшить качество снимков.
Существует только три вида светофильтров, которые рекомендуют профессиональные фотографы для пейзажной фотографии-поляризационные фильтры, градиентные и тёплые фильтры. Давайте рассмотрим каждый из них по очереди, начиная с самых важных.
Если вы планируете купить только один фильтр для ландшафтной фотосъёмки, то это должен быть поляризационный фильтр. По сравнению с другими светофильтрами, поляризационный существенно улучшит ваши снимки. Поляризационный светофильтр так же может быть использован для большинства других видов фотографии, что делает его универсальным. В этой статье мы не будем останавливаться на том, как работает поляризационный светофильтр, но вам стоит знать, что поляризационные фильтры усиливают насыщенность изображения, так что цвета выглядят более яркими, особенно выгодно его использовать для выделения голубого неба и зелёной травы.
Он сокращает отражения, что позволяет видеть сквозь воду и стекло, убирает расплывающийся блеск камней, листьев и других блестящих предметов. В целом, поляризационный фильтр убирает блики вызванные ярким солнечным светом и улучшает картинку. Это делает ваши фотографии более сбалансированными и они выглядят натуральнее чем в реальной жизни. Применение поляризационных фильтров наиболее эффективно, когда солнце находится в стороне, а не впереди или позади вас, поэтому постарайтесь устанавливать объектив под правильным углом к падающему свету, что позволит эффекту поляризации проявляться наилучшим образом. Силу поляризационного эффекта вы можете контролировать вращая фильтр. Единственный случай, когда поляризационные светофильтры менее эффективны, это когда вы применяете сверхширокоугольный объектив, так как может получиться невыразительный оттенок голубого неба с полосой, а так же затемнения в углах изображения.
Фильтры, частично окрашенные в нейтрально-серый цвет, называют нейтрально-серыми градиентными. Он не влияет на цвет фотографии, единственное при его помощи можно уменьшить количество света достигающее датчика камеры.
Нейтральный светофильтр уменьшает количество света равномерно по всей сцене, а градиентный нейтральный фильтр позволяет при прежней насыщенной яркости верха картинки полностью осветлить низ до полупрозрачности. Это означает, что верхняя половина фильтра не меняет освещённость сцены, в то время как нижняя работает в качестве светопоглощающего фильтра ND. Или наоборот. Это очень применимо в пейзажной съёмке, так как мы часто снимаем сцены с ярким небом и очень тёмным низом. Градиентный нейтральный фильтр помогает сбалансировать контраст сцены, позволяя сфотографировать все детали, как в тени, так и на ярком солнце. В зависимости от различной плотности, есть много видов градиентных нейтрально-серых ND фильтров. Самые популярные - 0.3, 0.6, и 0.9, которые соответствуют 1,2 или 3 ступеням увеличения выдержки. Стоит иметь с собой парочку для применения в разных условиях съёмки. Хороший выбор светофильтров с плотностью 0.3ND и 0.6ND, так как их можно скомбинировать для эффекта 0.9ND.
Притягивающая и эффектная пейзажная фотография зависит от хорошего освещения. К сожалению, в пасмурные дни пейзажи могут оказаться холодными, скучными и не привлекательными. Тёплый фильтр придаёт сцене слегка оранжевый оттенок, что помогает уменьшить холодный голубой тон и "вдыхает" жизнь в изображение.
Наиболее популярные тёплые фильтры 81й серии: 81А, 81В и 81С. В последние годы тёплые фильтры стали менее популярны, так как изображение можно исправить в Photoshop, при этом достигнуть того же эффекта с большим контролем. Вам выбирать, как вы будете корректировать изображение. Тёплые фильтры уже не настолько важны, как это было до сих пор.
Вы можете комбинировать фильтры (процесс, известный как "укладка"), просто навинчивая один светофильтр на другой. Это позволит вам совмещать их эффекты. Например, вы можете использовать поляризационный фильтр для усиления цветовой гаммы, и градиентный нейтральный ND фильтр для коррекции разницы в яркости между небом и землёй. Тем не менее навинченные фильтры могут вызвать некоторые нежелательные побочные эффекты.
Меньше света. Каждый светофильтр, при комбинировании, задерживает часть проходящего через него света. Чтобы компенсировать это, вам надо будет использовать выдержку, диафрагму и более высокое число ISO. При съёмке пейзажей со штатива это будет сделать намного легче, чем фотографируя вручную.
Снижение качества изображения. Секло, используемое для светофильтров, как правило, не столь высокого качества, чем то, которое используется для линз. Так же на фильтрах со временем образуются миницарапины и собираются мельчайшие частички пыли. Чем больше фильтров вы используете, тем это заметнее, что приводит к ухудшению качества конечного изображения.
Виньетирование. Прохождение света через светофильтры приводит к постепенному падению яркости изображения от центра к краям, соответственно больше всего заметно по краям и углам када. Виньетирование может быть исправлено и не является главной проблемой, но вы всегда должны помнить об этом.
Использование фото фильтров, перечисленных выше, это проверенный способ улучшить качество ваших пейзажных фотографий. Они могут быть скомбинированы в таком сочетании, какое подойдёт вам практически в любых условиях. И именно эти три вида светофильтров вам надо освоить в первую очередь.