Для чего используют светофильтры для объективов и какие бывают светофильтры? Об этом и пойдет речь в этой статье. Функция баланса белого, используемая в цифровых камерах, сводит на нет большинство цветов, добавляемых внешними фильтрами объектива, но так или иначе, существует несколько типов светофильтров, которые должны лежать в вашей фото сумке.
1. УФ-фильтр
2. Поляризационный фильтр
3. Нейтрально-серый градиентный фильтр
4. Нейтральный (нейтрально-серый) фильтр
Большинство линз оснащены отличным УФ-покрытием, так что использование дополнительного УФ-фильтра многими считается излишним. В тоже время эти прозрачные фильтры создают отличную защиту объектива от таких портящих линзу неприятностей, как грязь, вода, в том числе морская, ветки и прочее. Гораздо дешевле заменить фильтр и потратить 20 долларов, чем чинить или менять какую-либо часть линзы. Некоторые поспорят с этим, утверждая, что на дорогую камеру не нужно ставить дешевый фильтр. Однако качество фильтров в наши дни довольно высоко, и защита, которую они обеспечивают, значительно перевешивает любые потери в качестве.
Круглый поляризационный фильтр убирает самые яркие области изображения, делает голубое небо насыщенным, а белые пушистые облака поразительно реалистичными. Поворачивая фильтр, фотограф может выбирать степень поляризации. Для естественного эффекта нужно использовать нижнюю половину. Если перестараться с этим фильтром, небо станет слишком синим, а контраст чересчур высоким, оставляя искаженный образ фото. Поиграйтесь с фильтром, чтобы понять, как лучше его использовать в работе.
Поляризационные фильтры очень хорошо работают на воде, поскольку удаляют большую часть отблесков и позволяет увидеть глубь воды, а не только ее поверхность. Эти фильтры идеальны для солнечного дня и особенно эффективны при фотографии перпендикулярно лучам солнца. К сожалению, если у вас нет отражателей, поляризационные фильтры оказываются практически бесполезными в пасмурный или облачный день.
Имейте в виду, что использование поляризатора сокращает количество света, проходящего через линзу. Чтобы избежать потенциальных ошибок в экспозамере, убедитесь в том, что для DSLR камеры вы используете именно круговой (не линейный) поляризатор. Эффект кругового поляризатора невозможно воспроизвести в Photoshop. Может быть вам удастся сымитировать некоторые эффекты, но для удаления ярких пятен лучше используйте поляризатор. Многие профессионалы фотографии рассматривают этот фильтр в качестве значимой части оснащения своей камеры и никогда не оставляют его дома.
Нейтральные градиентные фильтры наполовину прозрачны, а на другую половину затемнены. Регулируя темной половиной светлое небо, вы можете контролировать контраст картинки и более эффективно устанавливать экспозамер. Эти фильтры обычно прямоугольные и требуют специального держателя, который крепится на объективе. Нейтральные фильтры могут быть разной плотности и "затемненности" и обычно градуированы – мягкий переход от одного края к другому. Это гарантирует отсутствие видимости следов применения фильтра на снимке. Такой фильтр особенно хорош в съемке ландшафтов со светлым небом и темным передним планом.
Такие фильтры похожи на градиентные, с тем отличием, что они затемнены по всей поверхности. Не добавляя цветов и не влияя на них, они просто значительно затемняют картинку. Если вы снимаете речку в очень яркий день, большое количество света замедлит картинку и сделают воду мутной. Используя этот фильтр, вы сможете затемнить картинку и при большой выдержке растушевать бушующую воду. Нейтральные фильтры обычно идут с 2 или 3 "стоп-цветами".
Пару замечаний по фильтрам:
1) Большая часть из перечисленных фильтров может быть воспроизведена в таких программах обработки, как Photoshop, если пользователь продвинут и располагает большим количеством времени. Для теплых/холодных фильтров добавьте слой "Фото фильтр" и выберете желаемый цвет температуры. Для того, чтобы воспроизвести градиентный, вам нужно сделать фото дважды. Сначала сэкспонируйтесь на переднем плане или самой темной части картинки, а вторым снимком экспонируйте светлую часть. Затем соедините фотографии в редакторе. Такой прием хорош для неподвижных изображений, поскольку соединить фотографии с изменениями достаточно сложно. Помните, что сильные изменения в Photoshop могут значительно ухудшить качество изображения.
2) При покупке любого круглого фильтра для объектива, размер передней части должен быть обозначен на или возле объектива. Размер обычно дается в мм.
3) Выражение «Вы получаете то, за что платите» полностью оправдывает себя в отношении фильтров. Более современные и дорогие фильтры обеспечивают более высокое качество. При покупке ищите фильтры с простым или супер покрытием. Что касается круглых фильтров, то Tiffin и Hoya предлагают хорошие варианты по разумным ценам, B+W и Heliopan превосходны в качестве, но дороги. Для квадратных или прямоугольных фильтров (NDG или ND) лучше всего выбрать Singh-Ray, Hi-Tech, Lee. Эти фильтры крепятся в держатели, так что убедитесь в том, что покупаемые фильтры подходят. Популярная марка деражателей – Conkin.
Несмотря на то, что эффект фильтров иногда можно повторить в Photoshop, некоторые из них все же стоит брать с собой на съемки. Держите их наготове, научитесь ими пользоваться, и тогда ваша фотография сможет перейти на следующий уровень.
Советуем почитать по теме светофильтров:
На правах рекламы:
Если вы хотите устроить любимой праздник, то пригласите ее на концерт. Правда билеты на концерт Хора Турецкого желательно приобрести заранее. Ваша вторая половинка останется довольна.