Существует множество факторов, способствующих созданию великолепных снимков пейзажа. Некоторые из самых популярных и успешных фотографий сделаны с соблюдением всего нескольких из описанных ниже правил, а другие при этом специально игнорировались. Такой подход позволяет создать действительно уникальный пейзаж. Ниже вы ознакомитесь с некоторыми из этих правил.
Использование широкоугольных объективов – это стандарт пейзажной фотографии, позволяющий охватить как можно больший пейзаж. Однако с телеобъективом тоже можно поэкспериментировать. Подробнее об объективах вы можете прочитать тут и тут.
Мысленно разбейте картинку двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на девять равных прямоугольников (как при игре в крестики-нолики), а затем поместите интересующие вас точки на изображении (так называемые точки фокуса) в перекрестья, образованные этими линиями. Не стоит делать области интереса центром картинки, фотография гораздо лучше смотрится, если главные элементы композиции располагаются на линиях центрального прямоугольника. Кроме этого, размещение людей, деревьев или зданий на переднем плане может создать ощущение выпуклости (эффект увеличительного стекла) на изображении.
Некоторые фотографы никогда не снимают днем, предпочитая это делать в сумерках, когда свет вдыхает жизнь в ландшафт. Тут дело не столько в драматичности красок заката и рассвета, сколько в тепле пейзажа от золотистых лучей заходящего солнца, которые благодаря своему острому углу падения создают удивительные формы и текстуры. Кроме этого непогода, туман грозовые тучи и темное небо могут быть гораздо более захватывающим зрелищем, чем солнечный день или прекрасный закат.
При использовании обычных или цифровых фотокамер для достижения максимальной четкости фотографии следует объединить длинную выдержку с малым размером диафрагмы. Но стоит помнить, что при таких условиях изображение получиться смазанным и нечетким, если ваша рука дрогнет, поэтому в такой ситуации рекомендуется использовать штатив. Если же такового в распоряжении не имеется, то придумайте что-нибудь другое, чтобы установить камеру в неподвижное положение.
Из-за того, что небо обычно очень яркое, а земля наоборот темная, многие камеры имеют проблемы с экспозицией. Если есть возможность, то используйте градиентный фильтр, чтобы выровнять яркость.
Немного прогуляйтесь вокруг места съемки для того, чтобы найти лучшую позицию для фотографирования. Затраченное на подготовку время никогда не пропадает впустую, особенно в тех случаях, когда удалось найти более подходящий ракурс. Блуждая вокруг, можно спуститься ниже или залезть на дерево в поисках более интересной точки съемки.
Черно-белая съемка поможет придать изображению пейзажа драматичности. Снимки с цифровой фотокамеры в процессе постобработки конвертируются при помощи Фотошопа в монохромные изображения.
В большинстве фотографий ландшафта доминировать будут либо передний план, либо небо. Если вы не планируете фотографировать только небо, то пусть оно занимает верхнюю треть фотографии. И наоборот, если именно эта область пейзажа полна интересных цветов и форм облаков, тогда для горизонта оставляйте нижнюю треть снимка.
Очень немногие пейзажи и вправду настолько неподвижны, какими их рисует нам воображение. Летающие в небе птицы и плывущие облака, текущая вода и волны в море – это все потенциальные примеры движения в пейзажной фотографии. Учет движения поможет добавить фотографиям новые интересующие зрителя детали или драматизм, однако для этого вероятно потребуется использовать более медленную скорость затвора камеры (вплоть до нескольких секунд), а также применять малый размер диафрагмы или соответствующий световой фильтр.