В статьях, посвященных коррекции света вспышки и окружающего света редко упоминают цветовую температуру или методы выравнивания цветовой гаммы фона. Тем не менее, такие вопросы возникают, а значит, проблема достаточно актуальна. Поэтому, в этой статье мы рассмотрим три способа выравнивания цвета вспышки с окружающим светом (лампа накаливания желтого или оранжевого цвета с температурой примерно 3200°K и вспышка с температурой, близкой к дневному свету - около 5500°K).
Для того чтобы начать процесс коррекции цветового дисбаланса, нужно четко понимать, что такое цветовая температура. Базовое описание цветовой температуры основывается на цветовых характеристиках видимого света от желтого (теплого) до голубого (холодного), а также возможности измерить эти характеристики в градусах Кельвина (°K). Градусы Кельвина – это числовое значение, которое приписывается цвету, излучаемому источником света. Представьте нить накаливания в лампе, которая нагревается электрическим током. В холодном виде она будет черного цвета, но по мере нагревания в определенный момент она начнет светиться, обычно темно-красным светом. При дальнейшем нагревании темно-красный цвет превратится в оранжевый, затем в желтый, а затем в практически белый. Здесь важно понимать, что с технической точки зрения красный свет холоднее белого, но на практике он называется «теплым», в то время как теоретически самый горячий белый свет будет называться «холодным». Запомните, что в данном случае термины «теплый» и «холодный» указывают на цвет, а не на температуру. Вообще, это очень обширная тема, но для общего понимания такое краткое объяснение должно помочь.
Итак, поскольку понятия «теплый» и «холодный» относятся к цвету, то и корректировать эти характеристики следует путем изменения цвета. В фотографии цвет можно изменить с помощью специальных цветных гелей разной плотности. Для начала рассмотрим первый и самый простой метод.
Вот две фотографии одной и той же сцены: первое фото сделано в режиме «автоматический баланс белого», а второе – в режиме «дневной свет». Температура в режиме «дневной свет» составляет примерно 5200°K, в то время как в автоматическом режиме камера определила значение температуры 3200°K. Очевидно, что второе фото (дневной свет) получилось слишком желтым.
Комната на заднем плане освещается лампами накаливания (около 3200°K). Мы используем вспышку для подсветки главного объекта (около 5500°K). В результате возникает существенная разница между температурой двух источников света, которую необходимо каким-то образом сгладить. Если вы сможете выровнять цветовую температуру, то вам останется лишь установить на фотоаппарате в настройках баланса белого соответствующее значение и получить идеальный снимок.
Чтобы достичь требуемого баланса, проще всего использовать цветную гелевую насадку (иногда ее называют просто «гель») для вспышки и получить оранжевый свет, идентичный свету ламп накаливания. В этом случае, теоретически, оба источника света будут иметь одинаковую цветовую температуру. В результате, если вы выберете в настройках баланса белого значение «лампа накаливания», фон будет выглядеть нейтральным, без видимого цветового сдвига. Что же будет с главным объектом съемки? Поскольку цвет вспышки изменится, вся сцена будет выглядеть естественно, и до тех пор, пока освещение будет близким по температуре к лампе накаливания, никаких искажений цвета не произойдет.
Коррекция цвета легко достигается с помощью цветных гелей. Гели производятся такими компаниями, как Roscoe, Lee и ExpoImaging. Они бывают разного размера – от больших рулонов до маленьких пластинок. К вспышке они прикрепляются с помощью специальных липучек или клейкой ленты. Каждый гель имеет свою маркировку, которая указывает на плотность и степень потери света.
Гели желтого и оранжевого цвета называются CTO-гелями (Color Temperature Orange). Они могут иметь различную плотность и силу коррекции, что отражается в их маркировке:
Начать можно с Full CTO, а затем постепенно подгонять настройки, прибавляя или уменьшая цветовую температуру с помощью либо комбинирования гелей, либо использования гелей меньшей плотности. Поскольку гели добавляют цвет, они также и снижают уровень пропускаемого света. Поэтому, в зависимости от типа используемого геля, вам нужно будет компенсировать потерю света, используя компенсацию экспозиции. Потеря света обычно указывается в значении «f» для каждого геля. Эту информацию обычно либо печатают на самой гелевой насадке, либо в сопроводительной документации. Отталкиваясь от указанных цифр, вы сможете настроить компенсацию экспозиции на фотоаппарате.
Этот метод работает достаточно хорошо. Однако сверхточным он не является, поскольку основывается сугубо на визуальной оценке ситуации. Результат такой коррекции представлен на фотографии ниже.
Обратите внимание, что цвет основного объекта съемки передан довольно точно, тогда как фон все равно остался желто-оранжевым. Это произошло из-за того, что цветовая температура фона в действительности может быть не ровно 3200°K.
Этот метод предполагает использование гелевых фильтров для основного источника света (если это возможно). В данном случае, как мы видим, это невозможно. Однако здесь можно использовать дополнительные вспышки и с их помощью справиться с желтым освещением электрических ламп. Это достигается с помощью одной или нескольких заполняющих вспышек с фильтрами противоположного электрическому освещению цвета. Помните, что такой способ тоже не всегда возможен: необходимо учитывать площадь помещения и интенсивность основного источника света. Если все же этот метод вам подходит, возьмите одну или несколько дополнительных вспышек (убедитесь, что они работают синхронно) и наденьте на каждую из них голубой гель CTB (Color Temperature Blue). Тем самым вы сведете к минимуму воздействие желтого электрического света лампы, добавив холодное голубое освещение. Проверьте экспозицию и выберите в настройках баланса белого значение «вспышка». Здесь, опять же, вам может потребоваться изменить плотность фильтра или использовать несколько разных гелей.
Гели CTB, так же, как и CTO, могут иметь различную маркировку:
После того, как вы получите требуемое освещение фона, и результат вас полностью удовлетворит, возвращайтесь к главному объекту съемки. На этот раз не накладывайте на вспышку гель, а в настройках баланса белого оставьте значение «вспышка».
На всех фотографиях выше присутствует небольшое искажение в передаче цвета фона. Это происходит из-за того, что цветовая температура не ровно 3200°K, а для коррекции за основу была взята именно эта цифра.
В данном случае вы вручную настраиваете баланс белого в точном соответствии с цветовой температурой фона. Для этого лучше всего использовать карту баланса белого или устройство вроде X-Rite Color Checker Passport.
По возможности откройте получившееся изображение в Lightroom или Adobe Camera Raw и определите точную цветовую температуру. В данном случае она оказалась 2400°K, что, как вы видите, сильно отличается от определенных «на глаз» 3200°K. Неудивительно, что фон оставался желтым. На основе полученных цифр следует выбирать плотность геля для вспышки. Если у вас нет возможности использовать Lightroom или другой софт для получения точного значения температуры, то выбор фильтра придется делать методом проб и ошибок. В данном случае нам нужно 2400°K. Full CTO снижает температуру с 5500°K до 3200°K, а 1/8 CTO уменьшит ее еще на 600°K. Таким образом, получится 2600°K, что уже близко к требуемому значению. Переключите фотоаппарат в режим пользовательской настройки баланса белого, задайте нужное значение и наденьте на вспышку два фильтра - Full CTO и 1/8 CTO. В результате у вас должно получиться хорошо сбалансированное изображение с ровным цветом.
Если вы часто пользуетесь вспышкой, держите при себе набор корректирующих гелевых фильтров. Они могут потребоваться не только для съемки в помещении, но и при съемке портретов на рассвете или закате.