Замер экспозиции

Замер экспозиции

Все современные камеры оснащены экспонометром. В настоящее время экспонометр камеры – это не просто датчик замеряющий уровень освещенности, это высокоточная, изощренная система датчиков и обработки данных. Например, камера Canon 600D оснащена системой 63-зонного замера экспозиции.

В разных моделях разных производителей эти системы отличаются, но их принцип неизменен: датчики замеряют уровень яркости в различных областях кадра. При этом анализируется свет, проходящий через объектив, что автоматически учитывает светопропускание линз и светофильтров, если они одеты на объектив. Такой тип замера называется TTL Through the lens – «сквозь линзу (объектив)».
Работа системы экспозамера лежит в основе автоматических (авто, портрет, пейзаж…) и творческих (приоритет выдержки, приоритет диафрагмы) режимов съемки. Именно она должна обеспечить правильную экспозицию снимка. В большинстве случаев ей это удается, но иногда она ошибается. Рассмотрим, почему это происходит.

Несмотря на весомые достоинства, эта система имеет два принципиальных недостатка. Во-первых, камера не знает, сколько света падает на объект. Она лишь знает, сколько света отражается от объекта! А это в свою очередь зависит не только от освещенности объекта, но и от его отражающей способности.

Рассмотрим эту проблему на примере трех кошек: черной, белой и серой. Например, таких:

Замер экспозиции

Замер экспозиции на примере кошек

Под фотографиями размещены их гистограммы. При этом становится понятно, что яркости снимков существенно отличаются.

Камера ничего не знает о том, что мы фотографируем, она исходит из предположения, что перед ней объект средней яркости. Другими словами, она считает всех кошек серыми и подбирает экспозицию так, чтобы возвышение на гистограмме приходилось на ее среднюю часть.

При стандартной экспозиции, очень яркие объекты (например, белоснежный снег) на снимке будут темнее, чем мы их воспринимаем, а темные (черная кошка на темном диване) будут получаться слишком светлыми.

Чтобы скорректировать ошибки экспозамера и получать снимки такими, какими хотим мы, в камерах предусмотрена возможность экспокоррекци. С помощью нее фотограф может вносить поправки в экспозицию, делая ее больше или меньше относительно стандартной (той, что рассчитал экспонометр).

Так, снимая портрет зимой на фоне яркого снега, нужно внести коррекцию в плюс на 1-2 ступени, чтобы снимок передавал наши ощущения. Если же сделать кадр без поправок, то снег получится серым.

Второй принципиальный недостаток экспозамера проявляется в ситуации, когда объект и фон сильно отличаются по яркости. При этом – чем сильнее яркость фона отличается от объекта и чем больше фон занимает площади, тем больше будет ошибка в экспозиции. Камера просто не знает, чему отдать приоритет в экспозиции.

Таким образом, если в первом случае ошибка возникала из-за того, что камера не знала, какой яркости снимаемый объект, то во втором случае камера ошибается, не отличая где объект, а где фон. Не понимая, какая область в кадре наиболее важная.

Типичным примером такой ситуации будет съемка объекта в контровом свете (заднее освещение). Если снять человека против света, на ярком фоне, в автоматическом режиме он получится слишком темным.

Замер экспозиции

Съемка объекта в контровом свете

Для борьбы с такими ошибками в камере предусмотрены различные режимы экспозамера. Их состав и названия могут варьироваться но, как правило, есть следующие режимы:

  • Оценочный или Матричный замер
  • Частичный или центровзвешенный замер
  • Точечный замер
  • Центрально-взвешенный усредненный замер

Оценочный или Матричный замер

Замер экспозицииУниверсальный способ замера, при котором камера анализирует множество зон в кадре и учитывает точку фокусировки. Это «интеллектуальный» замер, при котором алгоритм пытается распознать тип сцены, определить, где объект в кадре, а где фон, и подобрать экспозицию с приоритетом объекта.

При съемке в этом режиме, кадр причисляется к одной из типовых сцен, например, «портрет в контровом свете», и в соответствии с типом сцены в экспозицию вносится поправка. Например, если камера предполагает, что в кадре «портрет в контровом свете», то она вносит поправку + 1 ступень.

В этом режиме камера будет пытаться избежать потерь в светах (пересветов в самых ярких участках кадра) и потерь деталей в тенях (недодержек в темных участках).

Этот режим используется по умолчанию в автоматических режимах съемки, таких как Auto, Портрет, Пейзаж, Макро, Спорт.

У этого режима есть ряд недостатков. Поскольку он пытается сохранить детали в светах, то даже определив сцену как «портрет в контровом свете», он вносит небольшую поправку в экспозицию (около + 1 ступени), хотя может потребоваться +2 или +2,5 ступени. Другой причиной недостаточных поправок является то, что замер «боится ошибиться», и если важный объект был не правильно определен в кадре, то ошибка будет не критичной, и снимок не будет совершенно испорчен.

Второй недостаток это тот, о котором мы говорили в начале статьи. Замер не знает «цвет кошки», которую мы снимаем.

Третий и самый коварный недостаток этого режима, состоит в том, что камера может ошибиться, неверно определив сцену. При неверном опознавании объекта будет вычислена неверная экспозиция.

Вот пример снимков, где камера неверно определила сцену как «объект в контровом свете», из-за чего экспозиция получилась ошибочно большой.

Замер экспозиции

Ошибка в работе Оценочного замера

Замер экспозиции

Ошибка в работе Оценочного замера

Замер экспозиции

Ошибка в работе Оценочного замера

Во всех трех случаях центральное темное пятно и яркие края сбили Оценочный режим замера экспозиции с толку и дали неожиданный, пересвеченный результат.

Остальные режимы замера: Частичный (или Центровзвешенный) замер, Точечный замер и Центрально-взвешенный усредненный замер гораздо проще. Они не пытаются анализировать кадр и угадывать тип сцены. Камера не пытается угадать главный объект в кадре, она просто замеряет освещенность кадра в некоторой площади.

Замер экспозиции

При частичном замере учитывается только центральная область кадра, (около 6,5% площади кадра).
Замер экспозиции

При точечном замере учитывается совсем небольшая центральная область кадра, (около 2,8% площади кадра).
Замер экспозиции

При Центрально-взвешенном усредненном замере учитывается вся площадь кадра с приоритетом в центре.

Замер экспозиции

Примеры замера экспозиции

При этом Частичный и Точечныйрежимы замера удобны, когда яркость фона сильно отличается от яркости объекта (например, при съемке в контровом свете). Особенно удобны эти режимы, когда для фокусировки используется только центральная точка. В таком случае и фокусировка и замер экспозиции всегда производятся по главному объекту, и яркость фона никак не влияет на экспозицию.

Центрально-взвешенный усредненный замер пользуется популярностью у опытных фотографов, которые самостоятельно оценивают соотношение яркостей фона и объекта, учитывают яркость объекта (цвет кошки) и вносят нужные поправки в экспозицию. Этот замер всегда дает предсказуемый результат в отличие от «интеллектуального» Оценочного (Матричного) замера.

Для лучшего понимания режимов замера экспозиции рассмотрим работу камеры во всех четырех режимах на одной и той же сцене. Для этого используем сложное контровое освещение – портрет на фоне окна.

Снимки сделаны на камеру Canon 60D в режиме приоритет диафрагмы, таким образом, экспозиция устанавливалась камерой за счет выдержки.

Центрально-взвешенный усредненный замер

Замер экспозиции

Центрально-взвешенный усредненный замер

Выдержка 1/250 секунды.
Контраст сцены очень велик, медведь на подоконнике освещен во много раз слабее, чем улица за окном. В результате на снимке в этом режиме он проявился черным пятном, от него остался один силуэт.

Оценочный или Матричный замер

Замер экспозиции

Оценочный или Матричный замер

Выдержка 1/125.
Камера увеличила экспозицию на 1 ступень, но все равно медведь слишком темный. Камера «побоялась» увеличить экспозицию еще больше, стремясь сохранить детали в светах (вид за окном).

Частичный замер

Замер экспозиции

Частичный замер

Выдержка 1/60.
Этот режим учитывал только центр кадра, фон почти полностью игнорировался, что дало верную экспозицию объекта. Наш герой, наконец-то, виден во всей красе! Правда, вид за окном потерян, но жертва в данном случае полностью оправдана.

Точечный замер

Замер экспозиции

Точечный замер

Выдержка 1/40.
Экспозиция выросла еще на 1/3 ступени. Экспозиция точно по объекту.
Один из возможных вариантов съемки этой сцены – это использование Оценочного или Центрально-взвешенного замера со значительной экспокоррекцией в плюс.

Оценочный замер с поправкой + 2 ступени

Замер экспозиции

Оценочный замер с поправкой + 2 ступени

Выдержка 1/30.

Заключение

На практике можно использовать несколько тактик для получения верной экспозиции. Например, использовать Центро-взешенный или Оценочный замер и вносить поправки в экспозицию, если нужно сделать кадр в контровом свете.

Или же использовать Оценочный замер и переключаться в режим Точечного или Частичного замера, если хотите снять объект в контровом свете.

Еще один распространенный вариант – это съемка всегда в режиме точечного замера. Этот вариант удобен, если вы пользуетесь только центральной точкой фокусировки. В этом случае экспозиция будет устанавливаться только по объекту.

Разобравшись с тем, как работает экспозамер камеры и немного поэкспериментировав, вы сможете понять, чем вызваны те или иные ошибки в экспозиции. Со временем вы сможете довольно точно определять, какую поправку нужно внести в экспозицию для получения нужного вам результата. И чем больше и чаще вы будете снимать, тем уверенней и точнее будете получать нужную экспозицию.

В заключение приведу несколько примеров снимков в контровом свете с указанием экспокоррекци в Оценочном режиме замера экспозиции.

Замер экспозиции

+ 1 ступень

Замер экспозиции

+ 3 2/3 ступени

Замер экспозиции

+2/3 ступени

Замер экспозиции

+1 1/3 ступени

Замер экспозиции

+1 1/3 ступени

Автор материала – Евгений Булатов.

Следующая новость
Предыдущая новость

Воронежские трансформаторы отправили на кубинский завод Что нужно знать об аренде строительных лесов. Виды строительных лесов Качественные печати от компании "Мир полиграфии" Отличный набор традиционных слотов и новых симуляторов Высококачественная обувка — залог крепкого здоровья!