Настоящим профи пейзажной фотографии эта статья покажется кощунственной. В определенных кругах фотосъемку пейзажей без поляризационного фильтра могут счесть святотатством — уж очень много написано о важности этого простого, но мощного инструмента фотографа.
Настало время увидеть и обратную сторону медали. Обычно при съемке на открытом воздухе циркулярный поляризующий фильтр делает фотографии только лучше. Но порой изумительных результатов можно достичь, именно убрав это затененное стеклышко с линзы.
Поляризатор уменьшает количество отраженного света, который достигает линзы. Чтобы применить или убрать поляризующий эффект, фильтр вручную поворачивают на определенный градус. Результат его использования максимально заметен при съемке отражающих поверхностей — воды, стекла, мокрых камней, автомобилей.
Обычно такие поверхности стараются держать под контролем, убирая блеск отраженного света. Но что, если хочется получить «супермокрый вид» или оставить некоторые поверхности блестящими? Давайте рассмотрим случаи, когда отказ от поляризатора делает фотографии лучше.
На представленной выше фотографии поляризатор решили убрать потому, что отблески света на мокрых камнях на переднем плане имеют красивый красный оттенок. Поляризатор устранил бы отраженный красный свет, делая картинку менее драматичной и впечатляющей.
На этом снимке мокрые камни очень мило подчеркнуты мягким блеском отраженного солнечного света. Хотя здесь и нет такого яркого цвета, как на предыдущем фото, отказ от поляризатора делает картинку только лучше.
Этот снимок Национального парка «Сильвер-Фоллс» (Silver Falls State Park, штат Орегон, США) сделан на длинной выдержке при очень слабом освещении — в глубине каньона, куда не попадает прямой солнечный свет. Если солнце уже село и начало темнеть, то нет смысла использовать поляризатор при съемке подобного пейзажа.
Единственная мокрая поверхность, на которой могли возникнуть отблески — это мокрые листья на заднем плане, но света было слишком мало для их появления.
Когда съемка ведется в темноте, скорее всего, фотограф желает, чтобы на линзу камеры попадало как можно больше света. Поляризатор уменьшит его количество и вам придется использовать длинную выдержку или выбрать высокие значения ISO. Сделайте себе одолжение и уберите поляризатор. Снимок выше сделан при свете полной луны; с поляризатором здесь пришлось бы значительно увеличить выдержку затвора.
Допустим, вам нравится, как картинка выглядит с применением поляризатора. Цвета такие насыщенные и всякое мерцание убрано с поверхностей. Но вам не нравится, что отражения предметов в воде тоже исчезли или стали малозаметными.
Решение простое — сделайте две фотографии. Одну с применением поляризатора, вторую без него. Вы легко скомпонуете их в одно целое в Photoshop, взяв лучшее от каждого снимка. На приведенной выше фотографии отражение водопада выглядело настолько привлекательно, что фотограф сделал два снимка с разными настройками поляризатора и соединил их в одно целое.
Знатоки наверняка приведут более точное определение, но с точки зрения поляризатора, радуга — не что иное, как отраженный свет. То есть, этот фильтр заставит ее исчезнуть с фотографии. Выключите или снимите его — и вуаля! радуга вернулась на место.
Как уже говорилось в начале этой статьи, в большинстве случаев поляризационный фильтр нужен. Если вы вышли из дома, не захватив его с собой, определенно стоит вернуться, поскольку этот фильтр — один из основных инструментов фотографа. Но нужно уметь распознавать ситуации, когда от поляризатора стоит отказаться. Хотелось бы надеяться, что эта статья поможет вам разглядеть бесценные моменты игры света и получить прекрасные снимки.