Владельцы аппаратов Canon EOS из года в год продолжают задавать одни и те же вопросы, касающиеся экспозиции. Пожалуй, самый распространенный из них – почему камера не устанавливает нужную экспозицию каждый раз автоматически? Вопрос вполне резонный. Ведь современная зеркальная камера – это высокотехнологичное устройство с встроенными микропроцессорами, способными производить сложнейшие вычисления за доли секунд. Так почему же значение экспозиции часто оказывается неверным? Частично причина кроется в том, что экспонометр внутри камеры измеряет отраженный свет. Если кадр светлее или темнее среднего, данные об освещенности могут быть считаны неверно.
Задумайтесь на секунду о том, что такое правильная экспозиция. Кто определяет степень ее «правильности»? Ответов здесь может быть несколько, в зависимости от того, каких результатов вы хотите добиться. Поэтому, возможно, будет корректнее использовать термин «оптимальная экспозиция», под которым будут подразумеваться такие настройки, которые наилучшим образом подходят для съемки конкретной сцены в конкретных условиях.
Представьте, что вы снимаете один и тот же объект на четыре разных фотоаппарата. Один из них заряжен черно-белой пленкой, второй – цветной диапозитивной пленкой, третий – цветной негативной пленкой, а четвертый является цифровым. На всех четырех используется один и тот же объектив, в кадр попадает одна и та же область. Степень освещенности объекта одна и та же.
Теоретически вам потребуется четыре разных варианта настройки экспозиции. Причина заключается в том, что все аппараты используют разные носители, которые реагируют на свет немного по-разному. Владельцы пленочных аппаратов знают, что черно-белая пленка, слайды и цветная негативная пленка требуют различного подхода. То же самое касается и цифровых камер.
Проще говоря, оптимальная экспозиция зависит в равной степени от типа носителя и от степени освещенности объекта. Это является еще одной причиной неверного расчета экспозиции. Система экспозамера, которая бы учитывала и тип носителя, и количество света, попадающего в объектив, к сожалению, еще не изобретена.
Даже при использовании цифровой камеры оптимальная экспозиция может быть разной, в зависимости от того, какой формат вы используете - JPEG или RAW. При съемке в JPEG главная цель – добиться максимальной точности экспозиции, поскольку возможности пост-обработки для JPEG невелики. Вы не сможете сделать изображение светлее или темнее, и уж тем более высветить или затемнить отдельные его детали. О том, в каком формате лучше всего сохранять фотоснимки, вы можете прочитать в этой статье.
Если вы снимаете в формате RAW, цель будет другой. Здесь главное – создать файл, содержащий как можно больше информации для его дальнейшей обработки с помощью специального ПО и конвертации в JPEG или TIFF.Это может потребовать совсем других настроек экспозиции.
ETTR (сокр. от Exposing to the right – правильная экспозиция) – это техника, используемая фотографами для получения RAW-файла, содержащего максимальное количество информации. Суть техники довольно проста – необходимо выбрать такие настройки экспозиции, которые пропустят на матрицу максимально допустимое количество света, при котором самые светлые детали снимка не будут засвеченными. При этом гистограмма сдвигается максимально близко к правому краю графика, но не достигает его.
Главное преимущество ETTR заключается в том, что она позволяет снизить уровень цифрового шума на фотографиях. Также помогает захватить максимально возможное количество деталей и при этом не пересветить снимок. Давайте посмотрим, как это работает на практике.
Это фотография, сделанная при рекомендованных камерой автоматических настройках замера экспозиции. Крайняя правая пятая часть гистограммы пуста, а значит, мы можем увеличить экспозицию без риска засветить фотографию.
Здесь экспозиция была увеличена с помощью коррекции выдержки на один шаг. Гистограмма сместилась ближе к правому краю, но засвеченных областей при этом нет. Это – оптимальная экспозиция.
Вот что произойдет, если увеличить экспозицию слишком сильно. В данном случае выдержка была увеличена на два шага. Гистограмма сдвинута вплотную к правому краю, а черные пятна на фото показывают засвеченные области.
Итак, как же лучше всего применять технику ETTR в реальных условиях? Многое зависит от того, что вы снимаете. Если объект съемки статичен (натюрморт, пейзаж), у вас есть время сделать фото, взглянуть на гистограмму, изменить экспозицию и сделать еще один кадр.
Если же вы занимаетесь портретной или уличной съемкой, такой роскоши, как дополнительное время у вас может не быть. И все же на гистограмму лучше посматривать, чтобы видеть, как обстоят дела с экспозицией. Если вы заметите, что камера стабильно передерживает или недодерживает снимки, вы можете быстро сменить настройки, используя экспокоррекцию. Возможно, это проще будет делать в ручном режиме. Другими словами, одного универсального совета здесь быть не может – все зависит от ситуации.
Эффективность техники ETTR зависит еще и от степени контрастности сцены или объекта съемки. При съемке высококонтрастных сцен вы можете заметить, что у вас не получается охватить весь диапазон оттенков даже с помощью ETTR. Чаще всего такое случается в пейзажной фотографии, так как небо обычно значительно ярче, чем земля. Как поступить в такой ситуации?
Возможно, вы просто выбрали неподходящее время суток. Попробуйте вернуться на это же место вечером, когда солнце будет ниже. Свет вечером бывает намного мягче, а контрастность – ниже.
Если со светом все в порядке, есть еще два варианта исправить чересчур высокую контрастность. Первый – использование нейтрального светофильтра, который уменьшит яркость неба. Второй – установить камеру на штатив и сделать два снимка с разными настройками экспозиции (для неба и для земли), а затем объединить их в Photoshop.
Вот пример пейзажа с ярким небом.
Этот вариант был создан путем объединения двух снимков с разными настройками экспозиции – для неба и для земли.
Если объект съемки освещен равномерно, то проблем с охватом всего диапазона тонов обычно не возникает. Гистограмма занимает лишь часть графика, и вы легко можете ее сместить вправо, увеличивая экспозицию.
На этой фотографии вы видите, что гистограмма занимает только часть графика. В данном случае возможно увеличить экспозицию, за счет чего можно сдвинуть гистограмму вправо, получив в результате RAW-файл более высокого качества.
Немаловажно понимать, как вообще появляется гистограмма. Каждый раз, когда вы делаете снимок с помощью аппарата EOS даже в RAW формате, камера создает JPEG-версию фотографии. JPEG-файл обрабатывается камерой в зависимости от выбранных настроек баланса белого и стиля съемки. Именно JPEG-файл выводится на дисплей камеры, когда вы просматриваете снимки.
Важным моментом является то, что гистограмма генерируется из JPEG-файла, а не из RAW. Важно это по двум причинам.
Во-первых, RAW-файл содержит больше светлых деталей, чем JPEG. Если гистограмма показывает засвеченные области, то это значит, что засвеченными они являются в JPEG-версии. В RAW-файле эти же области могут быть неповрежденными. Это означает, что иногда вы можете увеличивать экспозицию до тех пор, пока гистограмма не покажет наличие засвеченных областей. Позже, при обработке снимка, вы сможете «вытянуть» эти области из RAW-файла. Такой вариант допустим, хотя и связан с некоторой долей риска – точную грань, при которой начинается засветка, определить невозможно.
Во-вторых, обращайте внимание на этот факт, когда изменяете настройки изображения в разделе Picture Style, повышая контрастность – эти изменения отобразятся только в JPEG-файле. Чем больше вы увеличиваете контрастность, тем менее точной становится гистограмма по отношению к RAW-файлу. Более подробно о гистограмме вы можете прочесть в этой статье.
Источник