«Венера с зеркалом» - единственная сохранившаяся до наших дней картина Диего Веласкеса, изображающая обнажённую натуру.
Перед нами женщина с грациозной стройной фигурой. Она смотрит в зеркало, в котором очень неясно отражено лицо. Юный бог Амур опирается на раму зеркала с привязанными к нему лентами. Его присутствие будто говорит о скоротечности минут счастья.
Женщина изображена сзади. Это своего рода загадка. Картины такого типа, в том числе кисти таких мастеров как Тициан и Рубенс покупали богатые мужчины, для своего удовлетворения. К сожалению купить картину большинству людей накладно. У Веласкеса в отличие от Рубенса и Тициана изображённая женщина современна, стройна и желанна. В таком положении зеркала, в нём должны отражаться гениталии, а не лицо, как на этом полотне. Историки искусств, предполагают, что Веласкес сделал это нарочно.
Веласкес разнообразил свою технику. Тело Венеры обладает свечением, благодаря серым, синим, жёлтым и красным краскам. Ноги, руки и лицо нечёткие, не доведены до конца, потому как взор должен обращаться на тело.
В 1914 году, когда полотно только-только выставили в Лондонской Национальной Галерее, британские женщины взбушевались и одна из них - суфражистка Мэри Ричардсон совершила нападение, разбив стекло и порезав ножом картину. Её мотивацией было «Мне не нравится то, что мужчины глазеют на неё». Через три года картину к счастью полностью отреставрировали.