Американский профессиональный фотограф Брайан Петерсон написал книгу под названием «Понимание экспозиции», которую рекомендуется прочитать, прежде чем перейти с автоматического режима цифровой камеры в ручной, и экспериментировать с её настройками. В книге он описал три главных фактора, которые следует принимать во внимание, экспериментируя с настройками экспозиции, и назвал их «треугольником экспозиции». Каждый из этих факторов, составляющих треугольник, имеет отношение к настройкам светочувствительности и к тому, как свет проникает и взаимодействует с оптической системой камеры.
1. ISO – светочувствительность матрицы цифровой камеры;
2. Диафрагма – относительное отверстие объектива камеры в момент съемки;
3. Выдержка – интервал времени, в течение которого затвор объектива открыт.
Взаимодействие этих трех элементов существенно влияет на экспозицию изображения. И самое важное то, что изменение настроек одного из этих элементов существенно влияет на результаты работы других. На практике это означает, что невозможно акцентировать всё внимание только на одном элементе, а всегда нужно учитывать остальные.
Зачастую новичкам взаимодействие ISO, диафрагмы и выдержки для лучшего понимания описывают с помощью метафор. Ниже приведены три, но, как и большинство метафор, они далеки от идеала и используются только для большей наглядности.
Первая метафора: окно
Представьте, что ваша камера является окном с жалюзи, которые можно открывать и закрывать. В этом случае диафрагму можно сравнить с размером окна. Чем оно больше, тем больше света поступает, и тем светлее комната.
Выдержка вполне сравнима со временем, в течение которого жалюзи открыты. Чем дольше вы их держите открытыми, тем дольше в комнату будет поступать свет.
А теперь представьте, что вы находитесь внутри комнаты в солнечных очках (иногда такое бывает в жизни). В этом случае ваши глаза будут менее восприимчивы к свету, который поступает в комнату, что вполне сравнимо с низкими установками ISO.
Существует несколько способов повысить освещенность комнаты для ваших глаз. Во-первых, можно дольше держать жалюзи открытыми (т.е. фактически увеличить выдержку). Также можно распахнуть жалюзи на полную (т.е. открыть диафрагму) или же снять солнцезащитные очки (и таким образом увеличить значение ISO). Возможно, это не самый удачный пример, но мысль вполне понятна.
Вторая метафора: загорание на солнце
Еще одним примером соотношения ISO, установок диафрагмы и выдержки может быть загорание на солнце. Вашу кожу можно сравнить с ISO. Под выдержкой в этой метафоре следует понимать время, которое вы проводите на солнце. Чем дольше вы находитесь на солнцепёке, тем выше шансы хорошо загореть (по отношению к фотографии это означает передержать снимок).
Солнцезащитный крем, который вы наносите на кожу, подразумевает в этом примере диафрагму. Он защищает кожу от солнечных ожогов и в зависимости от своих свойств уменьшает количество ультрафиолета, который попадает на кожу, так что даже человек с чувствительной кожей может находиться на солнце дольше. В камере эту функцию выполняет диафрагма, а при фотосъёмке уменьшение диафрагмы означает увеличение выдержки и/или ISO.
И хотя этот пример тоже далёк от идеала, обе использованные метафоры четко показывают взаимосвязь установок выдержки, диафрагмы и ISO в цифровой камере.
Среди фотолюбителей на слуху и третья метафора, основанная на ассоциации с садовым поливочным шлангом, где диафрагма является толщиной шланга, выдержка – его длиной, а значение ISO – напором воды.
В заключение
Чтобы овладеть искусством установки экспозиции нужно немало практики. Во многих случаях это происходит на уровне интуиции, и даже многие профессиональные фотографы вынуждены экспериментировать и менять установки по ходу съёмки. Главное запомнить, что изменение хотя бы одного составляющего влияет не только на экспозицию самого снимка, но и на другие его характеристики (например, изменение установок диафрагмы влияет на глубину резкости, изменение установок ISO влияет на зернистость фотоснимка, а изменение выдержки влияет на качество снимков движущихся объектов).
Большим преимуществом цифровых камер является идеальная возможность для получения навыков правильного выбора экспозиции. Практически бесплатно можно отснять сколько угодно кадров. Цифровые камеры позволяют снимать не только в автоматическом или ручном режиме, но обладают и полуавтоматическими режимами, в которых по вашему желанию приоритет задается диафрагме или выдержке, т.е. одному или двум элементам из «треугольника экспозиции», а остальные параметры камера выставляет автоматически.