В ближайшее время мы рассмотрим концепцию «Треугольника Экспозиции» для выхода из автоматического режима к ручным настройкам экспозиции снимков. Существуют три основных области, которые можно настроить – это: светочувствительность, диафрагма и выдержка. Изменения светочувствительности рассматривались и ранее, но в данный момент мы хотим акцентировать внимание читателя на выдержке.
Большинство читателей уже знают, что основное определение выдержки – это время, на которое открывается затвор фотоаппарата.
Во времена пленочной фотографии, пленку подбирали под определенный кадр фотосъемки, так же и в цифровой фотографии, выдержка являет собой период времени, за которое засвеченный сенсор «видит» ту картину, которую вы пытаетесь охватить.
Давайте разрушим некоторые стереотипы в теме «Выдержки», тем самым стремится помочь владельцам цифровых фотоаппаратов больше узнать о выдержке.
Выдержка измеряется в секундах, чаще доли секунд. Чем больше знаменатель, тем быстрее скорость (то есть 1/1000 гораздо быстрее, чем 1/30).
В большинстве случаев, вы, вероятнее всего, используете выдержку в 1/60 долю секунды или выше. Все потому что, чем медленнее скорость, тем сложнее делать снимки из-за дрожания фотоаппарата. Когда во время движения фотоаппарата он дрожит при открытом затворе, в результате происходит смазывание всего кадра, это приводит к размытости на фотографиях.
Если использовать выдержку с более низкой скоростью (все что ниже в 1/60 доли секунды), то необходимо использовать штатив или определенный вид стабилизатора изображения (в большинстве фотоаппаратов уже встроенный).
Выдержки, доступные для фотоаппарата, как правило, (приблизительно) удваиваются с каждым параметром. В результате, вы получаете следующие варианты выдержки: 1/500, 1/250, 1/125, 1/60, 1/30, 1/15, 1/8 и др. Данное «дублирование» стоит иметь в виду, так как и значение диафрагмы, которая также пропускает в два раза больше света – в результате увеличивает выдержку на одну ступень экспозиции. Снижение уровня диафрагмы на одну ступень дает аналогичные уровни экспозиции.
Некоторые фотоаппараты предоставляют возможности для очень медленных скоростей выдержки (измеряются ни в долях секунд, а в секундах; например, 1 секунда, 10 секунд, 30 секунд и т.д.). Они используются при очень низкой освещенности, когда вы уходите от спецэффектов и/или пытаетесь охватить массу движения в кадре. Некоторые фотоаппараты предоставляют варианты съемки в режиме «В», «Bulb» (или «Лампа»), при котором затвор камеры открыт, пока нажата кнопка спуска.
Если рассматривать выдержку по отношению к изображению, то вы должны задать себе вопрос: Есть ли движущиеся объекты в месте фотосъемки? Как вы хотите запечатлеть это действие? Если в кадре присутствует движение, то у вас есть выбор: либо заморозить движение (как это выглядит сейчас), либо специально сделать движущийся объект размытым (тем самым придавая ему эффект движения).
Чтобы зафиксировать движение на изображении (как серфинг на снимке выше), необходимо выбрать ускоренную выдержку. Для того чтобы добиться эффекта размытия, выбираем выдержку медленной скорости. Фактические скорости вы должны выбрать основываясь на скорости движения предмета в кадре и желаемой степени размытия изображения.
Движение – это не всегда плохо. На прошлой неделе автор разговаривал с одним владельцем цифрового фотоаппарата, который рассказывал о том, что у него всегда высокая скорость выдержки, и он не может понять тех, кто хочет запечатлеть момент движения в своих изображениях. Есть моменты, когда движение - это хорошо. Например, когда вы делаете фотографию водопада и хотите передать скорость падения воды; то же самое касается снимка гоночного автомобиля, если вы хотите придать ему эффект скорости; аналогично, когда вы делаете снимок звездного неба и хотите показать, как движутся звезды в течение длительного периода времени и т.д. Во всех этих случаях правильным решением будет выбор в пользу более длинной выдержки. Однако, обязательным условием во всех случаях будет использование штатива, иначе вы рискуете разрушить снимки и добавить шевелёнки (иной тип размытия, не motion blur).
Фокальное расстояние и выдержка – еще одна позиция, которую стоит учитывать при выборе выдержки – фокальное расстояние объектива, который вы используете. Продолжительное фокальное расстояние подчеркнет шевеленку, поэтому вам потребуется выбрать выдержку (кроме случая, если у вас есть стабилизатор изображения в объективе или фотоаппарате). «Правило» большого пальца гласит, что при использовании фокального расстояния в ситуациях, не связанных со стабилизатором изображения, следует выбирать выдержки со знаменателем больше, чем фокальное расстояние объектива. Например, если у вас есть объектив 50 мм 1/60, это - хорошо, но если у вас есть 200 мм, вы, вероятнее всего захотите снимать в пределах 1/250.
Помните, что учитывать только выдержку в отрыве от двух других элементов «Треугольника Экспозиции» (диафрагмы и светочувствительности), не очень разумное решение. Изменения выдержки вам потребуется компенсировать за счет одного или обоих элементов «Треугольника Экспозиции».
К примеру, если ускорить выдержку на одну ступень экспозиции (например, с 1/125 в 1/250), то яркость уменьшится в два раза. Чтобы это компенсировать, нужно увеличить диафрагму одной ступени (например, с F16 на F11). Другой альтернативой может стать более скорый показатель величины светочувствительности ISO (например, вы можете перейти от ISO 100 до ISO 400).