Коэффициент освещённости в портретной съемке

Коэффициент освещённости в портретной съемке

Уже достаточно много говорилось о световых схемах в целом и их влиянии на форму и искажение лица объекта. Однако существует еще одно понятие под названием «коэффициент освещённости», которое играет не меньшую роль в портретной съемке. Для начала нужно дать определение термину «коэффициент». С математической точки зрения, коэффициент – это сравнение двух предметов. В словарях дается такое определение как «количественное соотношение между двумя суммами, показывающее, сколько раз одно значение содержится в другом».

Определение коэффициента освещённости – это измерение света, который падает на одну сторону лица объекта и освещенности с теневой стороны, а затем их сравнение. Каким образом это можно сделать? При постоянном свете желательно использование встроенного экспозамера камеры (просто нужно перевести его в режим точечного замера для большей точности). Однако идеальным вариантом для такого рода измерений является электронный экспонометр – флэшметр, который будет эффективен как при постоянном, так и импульсном освещении. В то время как встроенный экспозамер измеряет отраженный свет, флэшметр – свет, который падает (что дает более точный результаты).

Ключевые понятия

Для того, чтобы правильно понимать и применять понятие «коэффициент освещенности», нужно разобраться в нескольких вещах. Во-первых, освещение в фотографии измеряется в ступенях диафрагмы (f-стопах). Диафрагма цифровых фотоаппаратов изменяется обычно с шагом в 1/3 , а также в 1/2 ступени, в зависимости от настроек пользователя). Полный ряд ступеней диафрагмы выглядит так: f/1, f/1.4, f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22, f/32. Запомнить данный цифровой ряд достаточно просто, для этого нужно только помнить цифры 2 и 1,4, а затем просто умножать их на 2.

Изменение выдержки также происходит по ступеням: отравной является 1 сек, далее 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000 и т.д. Здесь запомнить еще легче, так как почти все цифры получаются умножением предыдущей на 2.

Самое главное здесь понять, что каждое изменение значения диафрагмы или выдержки автоматически уменьшает или увеличивает в 2 раза количество света, который поступает к матрице. К примеру, фотограф делает снимки с диафрагмой в f/4, после изменил значение до f/5.6, теперь, если он захочет получить такую же экспозицию, как и в первый раз, ему потребуется в два раза больше света.

Эти ключевые понятия важны для того, чтобы верно оценивать и создавать коэффициент освещенности. Следует обратить внимание на 4 фотографии ниже. Именно для их создания были использованы 4 основные соотношения освещенности.

Коэффициент 1:1

Коэффициент освещённости в портретной съемке

Равномерное освещение обеих сторон лица. Такого плоского освещения можно добиться несколькими способами. Один из способов является использование заполняющей вспышки с мощностью равной основному источнику света (естественному или искусственному). Этот способ часто используется профессионалами, однако для новичков он достаточно сложен, ведь вспышкой можно перебить естественный свет. Также можно использовать отражатель. Следует установить его достаточно близко к модели, чтобы заполнить все тени. Визуально коэффициент 1:1 легко распознается.

Коэффициент 2:1

Коэффициент освещённости в портретной съемке

Исходя из цифр, можно догадаться, что на снимках с таким соотношением освещенности один источник света будет мощнее второго в два раза.
Имея представление о f-стопах, каждый фотограф сможет установить этот коэффициент освещенности.

Совет: f-стопы выступают здесь единицами измерения, а не настройками объектива. Таким образом, экспозицию следует настроить как обычно. Затем сделать пробный снимок, проверить гистограмму и внести коррективы.
Объект следует поставить рядом с источником света, в положение необходимое фотографу. Далее стоит снять показания флэшметра на освещенной стороне лица модели (ближайшей к источнику света). Итак, диафрагма вышла равной, например, f/8. После установки отражателя, следует измерение коэффициента на теневой стороне лица модели.

Совет: важно следить за тем, чтоб во время измерения данных на теневой стороне, на флешметр не попадал прямой свет от источника. Фотограф может просто закрыть прибор от света рукой.

Для получения необходимого коэффициента 2:1 фотограф, скорее всего, будет вынужден измерить расстояние от отражателя до объекта для того, чтобы ступень экспозиции на теневой стороне была равна f/5.6, т.е. на одну ступень ниже по сравнению с освещенной стороной лица (f/8). Примечательно то, что меньшая освещенность соответствует диафрагме f/5.6. Итак, выходит соотношение освещенной и теневой сторон лица модели, которое равно 2:1. На фотографии выше показан этот коэффициент освещенности, он довольно незначительный, однако различимый.

Коэффициент 4:1

Коэффициент освещённости в портретной съемке

Соотношение 4:1 означает, что он в два раза больше коэффициента 2:1. Разница между освещенной и теневой сторонами теперь составит 2 ступени экспозиции.

Фотографам-любителям рекомендовано начинать экспериментировать с коэффициентом освещенности при естественном свете, прежде чем перейти к более сложной технике со студийным светом и вспышкой. При естественном свете и наличии отражателя, фотографу проще увидеть и изучить различные особенности освещения. Однако всегда сложно предугадать результат, не сделав пробный снимок.

Итак, диафрагма равна f/8 на освещенной стороне лица, теперь нужно просчитать ступень экспозиции на теневой стороне, чтоб соотношение вышло 4:1. Считать нужно по ступеням: f/8>f/5.6>f/4. Таким образом, для того чтобы получить коэффициент равный 4:1, диафрагма должна быть f/8 на освещенной стороне и f/4 на теневой. На фото выше можно заметить, что одна сторона лица модели заметнее темнее.

Коэффициент 8:1

Коэффициент освещённости в портретной съемке

Теперь на очереди последнее соотношение 8:1, другими словами, коэффициент, при котором на освещенную сторону падает в 8 раз больше света, чем на теневую. Соответственно, это разница в три ступени экспозиции. Такое освещение вполне можно назвать драматическим, а дальнейшее увеличение коэффициента приведет к частичной потере деталей лица. Максимальный диапазон контрастности при печати около 4-6 ступеней, поэтому для получения белой освещённой стороны и черной теневой, лучше использовать коэффициент 8:1 и не более.

Такого соотношения освещенности достаточно сложно достичь. Иногда стоит применить более яркий источник света для освещенной стороны лица, и для поглощения света на теневой стороне может быть использован черный отражатель. Вычисления нужного коэффициента происходит по той же схеме. В соотношении 4:1 разница равна двум степеням, поэтому при коэффициенте 8:1 – три ступени. Итак, если на освещенной стороне лица диафрагма f/8 по показаниям флэшметра, то на теневой она будет f/8> f/5.6> f/4> f/2.8. На фото выше можно проследить то, как углубились тени. Прослеживается яркий эффект драматичности.

Использование коэффициентов освещенности

Рассмотрев основные виды коэффициентов освещенности, можно теперь их использовать. Если фотограф использует эти знания грамотно, то портрет может выйти завораживающим, неумело – все впечатление от фотографии будет разрушено. Стоит вновь рассмотреть снимки выше. Присмотревшись, можно заметить, как с изменением коэффициента меняется целиком настроение портрета. При высоких коэффициентах освещенности фото имеет эффект драматичности, а при более низких – лицо модели передает ощущение мягкости и уязвимости.

Фотографы чаще всего используют коэффициенты 2:1 и 4:1. Такое соотношение подчеркивает объем лица и не дает глубокой тени испортить все впечатление от портрета.
Во время фотосессии младенцев и детей желателен низкий коэффициент, который сможет смягчить контуры лица. Однако, для снимка седого ковбоя с глубокими морщинами и неухоженными усами будет уместней использовать соотношение 4:1 или 8:1.
Если флэшметра нет, то можно спокойно обойтись и без него. Фотографу, работающему с естественным светом, только стоит научиться видеть разницу между соотношениями. Однако для студии флэшметр лучше приобрести.

Примеры

Коэффициент освещённости в портретной съемке

Коэффициент освещённости в портретной съемке

Коэффициент освещённости в портретной съемке

Как использовать различные коэффициенты освещенности?

Итак, процесс стоит начать с хорошего источника естественного света. Для этого вполне подойдет окно, однако, если в него попадают прямые солнечные лучи, нужно его завесить белыми шторами или простыней, чтоб свет рассеялся. Если этого не сделать, то фотографу будет достаточно сложно управлять светом, а на портретах могут получиться не очень красивые тени.

Существуют несколько рекомендаций, как и когда стоит применять то или иное соотношение освещенности. Стоит рассматривать их как отправные точки или рекомендации, а не правила. Ведь в искусстве фотографии эксперименты всегда приветствовались, так что иногда можно сфотографировать телезвезду с коэффициентом 8:1, а шахтера – 1:1, но только если такой шаг оправдан.

Рекомендации:

  • Для детей стоит использовать коэффициент 1:1 или 2:1. Нужно помнить, что дети очень подвижны, поэтому в работе с ними очень сложно выдержать высокое соотношение. Низкий коэффициент позволяет фотографу расслабиться и наслаждаться работой.
  • В снимках женщин стоит соблюдать соотношение 2:1 или 3:1
  • Для мужских и бизнес портретов - соотношение 4:1 или 6:1 (или в две с половиной ступени)
  • Для творческих людей (музыкальных групп, артистов) можно использовать более высокий коэффициент
Следующая новость
Предыдущая новость

Чтоб ни копейки мимо: Воронежских аграриев пропустили через казначейство Экскурсии в Париж Профилактика насморка взрослых и детей Оригинальная печать на холсте Благоприятный климат: В Воронежской области озимых посеяно 73% от плана