Очень часто посетители сайтов, посвященных фотографии, задают один и тот же вопрос: как выбрать объектив для портретной съемки. Отметим сразу, что это неоднозначный вопрос, так как ответ на него будет субъективным. Все зависит от вашего бюджета, личного стиля съемки и производителя камеры. Еще больше дело осложняется соотношением между размером матрицы и диапазоном фокусных расстояний.
Начнем с изучения некоторых нюансов, которые следует учитывать, задаваясь вопросом как выбрать объектив для портретной съемки.
Вполне может оказаться так, что у вас уже есть объектив, который вы не собирались использовать для портретной съемки, но который, тем не менее, способен справиться с этой задачей достаточно хорошо. У вас есть фикс-объектив 50мм? Или, может быть, макро-объектив на 100 мм? Зум-объектив с диапазоном 70-300 мм? Каждый из них прекрасно подходит для использования в качестве портретного объектива.
Даже если все, чем вы располагаете, - это простой китовый объектив, при правильном подходе вы будете удивлены тем, насколько хорошо он справляется с портретной съемкой (хотя, конечно, определенные ограничения будут). О правильном использовании возможностей объектива, устройстве и классификиции можно прочитать в статьях на этом сайте.
Объективы с фиксированным фокусным расстоянием прекрасно подходят для портретной съемки. Одно из их преимуществ заключается в том, что их светосила выше, чем у зум-объективов с аналогичным фокусным расстоянием. Это очень удобно для создания снимков с малой глубиной резкости (распространенная техника в портретной съемке). К тому же такие объективы лучше работают в условиях низкой освещенности, поскольку позволяют использовать более короткую выдержку и более низкое значение ISO, чем зумы с меньшей светосилой.
Еще одно преимущество фиксов – качество изображения. Их конструкция включает меньше элементов, в результате чего качество снимков получается выше. Изображение более резкое и контрастное, без бликов. Если вы ограничены в средствах, то лучше купите недорогой фикс-объектив, чем недорогой зум.
Это очень важное условие, поскольку, качественные объективы, как и все качественные вещи, стоят немало. Один из лучших примеров – модельный ряд 50-миллиметровых объективов Canon. Он включает четыре модели стоимостью от $110 до $1600. Как видите, разница значительная, а значит, именно вашим бюджетом в данном случае будет обусловлен выбор.
Более дорогие объективы, как правило, производят более резкие изображения с меньшим бликованием или светорассеянием. К тому же качество сборки у них выше, они могут быть водонепроницаемыми, а автофокус на них будет работать бесшумно. Разница в качестве изображения обычно более заметна между дорогими и дешевыми зум-объективами, чем между дорогими и дешевыми фиксами.
Еще один недостаток дорогих объективов (кроме цены) – это вес. Топовые модели обычно изготавливаются из металлических сплавов, поэтому весят намного больше, чем недорогие «собратья», изготовленные из пластика.
Помните, что хороший объектив может служить десятилетиями, и иногда дополнительная трата в долгосрочной перспективе может обернуться большой выгодой. Говоря словами сэра Генри Ройса (об автомобилях Роллс-Ройс), качество помнят еще долго, после того, как цена забыта.
Ответ на этот вопрос зависит от размера матрицы вашего фотоаппарата. Вместо того, чтобы обсуждать здесь все фокусные расстояния, проще условно поделить объективы на четыре категории. После того, как вы выясните, объективы какой категории вам подходят, а также определитесь, что будет предпочтительнее – зум или фикс, вам останется только изучить, какие модели для вашего фотоаппарата вам доступны.
Широкоугольные объективы хороши для портретов в окружении, тех, где вы снимете человека с расстояния, включая в кадр дополнительные объекты. Для съемки с близкого расстояния они наоборот не подходят, так как объект будет искажаться. Вот пара примеров фотографий, сделанных широкоугольным объективом:
Нормальный объектив обладает фокусным расстоянием, эквивалентным около 50 мм на полнокадровой камере (это аналогично 35 мм на камере с матрицей APS-C и 25 мм на камере с матрицей Micro 4/3). Возможно, вы читали, что такие объективы «видят» под таким же углом, как человеческий глаз. Это спорный вопрос, но нет никаких сомнений, что для фотографов-портретистов они представляют интерес, так как занимают «золотую середину» между широкоугольными и телеобъективами. Их можно использовать для съемки с близкого расстояния, хотя некоторые искажения все же будут (см. портрет слева).
Такие объективы часто называют «портретными», так как они обладают идеальным фокусным расстоянием для съемки людей. С таким объективом можно подойти вплотную к модели и сделать снимок с минимального расстояния без искажений, а можно отойти назад и снять человека в полный рост, причем для этого не нужно будет отходить слишком далеко. Ну а если ваш телеобъектив еще и обладает фиксированным фокусным расстоянием, вы получаете дополнительное преимущество в виде хорошей светосилы. Лучшие объективы такого типа, особенно фиксы, стоят довольно дорого. Например, для камеры с матрицей формата APS-C прекрасно подойдет фикс-объектив с фокусным расстоянием 50 мм.
Объективы «телефото» часто используются профессиональными фотографами-портретистами, которые работают для модных журналов. Их выбирают из-за сжатой перспективы и способности полностью отделить модель от окружающего фона. Недостаток таких объективов – это их дороговизна, особенно если они обладают хорошей светосилой. К тому же они достаточно тяжелые. Впрочем, в диапазоне 100-200 мм можно найти относительно недорогой объектив, скорее всего, это будет зум.
Если вы не уверены в том, какие фокусные расстояния объектива вам подходят, сделайте простой тест. Зайдите на Flickr или 500px и введите в поиске слово «портреты». Отметьте для себя те, которые вам понравились больше всего. После того, как вы отметили хотя бы двадцать штук, взгляните на них еще раз. Тщательно изучите каждый из них и подумайте, почему он вам понравился. Может быть, они объединены общей темой? Какое фокусное расстояние использовано чаще всего? Используется ли фотографами высокая светосила для того, чтобы добиться малой глубины резкости? Какие это портреты: черно-белые или цветные? Используется естественное освещение или вспышка? Портреты сняты с близкого расстояния или в окружении фона? Ответы на эти и другие вопросы могут натолкнуть вас на дельную мысль.
Источник