Обычно всегда говорят о том, что необходимо использовать вспышку при фотографировании против солнца: тем самым восполняется недостаток света, и объект на фотографии приобретает четкие очертания. Однако в некоторых случаях полезнее сделать объект лишенным любых выразительных черт, кроме контура – другими словами, сделать силуэт.
Силуэты – это прекрасные способ передать наблюдателю драматичность, магию, эмоции и настроение ваших фотографий; они всегда будут выделяться в любом альбоме благодаря комбинации простоты и глубокой истории, которую они выражают. Их любят за то, что они не раскрывают для наблюдателя всей картины и оставляют часть изображения для размышления и фантазирования.
Главная идея, которой следует придерживаться – это расположение объекта фотографирования (того, которого вы хотите видеть затемненным) перед источником света. Ваша главная задача - заставить фотоаппарат установить экспозицию, фокусируясь на самой светлой части вашей фотографии (заднем плане), а не на главном объекте. Если у вас получится это сделать, объект на фотографии не будет экспонирован (и, соответственно, окажется очень темным, если вообще не черным).
Существует очень много специализированных инструкций, объясняющих, как сделать великолепное фото-силуэт, может быть, вы их уже видели; но в этой статье речь пойдет о главных шагах, которые позволят вам достичь желаемого результата. В сущности, нужно заставить вашу камеру думать, что та часть фотографии, которая представляет для вас наибольший интерес, светлая.
1. Выберете четкий объект.
Практически из любого объекта можно сделать силуэт, однако некоторые объекты подходят для этого лучше. Выберете что-нибудь с четкой и легко узнаваемой формой, чтобы в двухмерном изображении оно смотрелось интересно и приковывало взгляд. Чтобы сделать силуэты привлекательными, нельзя использовать цвет, оттенки или текстуру – поэтому образ обязательно должен быть четким.
2. Выключите вспышку.
Если ваша камера работает в автоматическом режиме, то, скорее всего, она захочет использовать вспышку, которая уничтожит силуэт. В основном, вам необходимо, чтобы передняя часть объекта была минимально освещена, поэтому вспышку следует отключить (в основном; некоторые люди пытаются сфотографировать силуэт с её использованием).
3. Правильно выстройте свет.
Когда дело доходит до освещения объекта съемки, необходимо отбросить большую часть того, что вы знаете об обычном фотографировании, и начать мыслить отчасти задом наперед. Вместо того чтобы направить освещение прямо на объект, при съемке фото-силуэта вы должны убедиться, что самый сильный источник света находится на заднем плане фотографии. Иными словами, вам нужно, чтобы задняя часть вашего объекта была подсвечена сильнее, чем передняя. Самым лучшим вариантом будет поместить объект против заката или восхода – но, на самом деле, для этого подойдет любой яркий свет.
4. Выстройте композицию.
Выстройте ваш будущий кадр так, чтобы фотографируемый объект находился на приятном, простом, но в то же время ярком фоне. Обычно лучшим задним фоном является светлое, безоблачное, закатное небо. Вам нужно поместить самый яркий источник света за объектом.
5. Сделайте силуэт четким и лаконичным.
Если вы пытаетесь сфотографировать силуэт более чем одного объекта, постарайтесь разместить их на расстоянии друг от друга. Например, если вы хотите сфотографировать дерево и человека, не помещайте человека перед деревом или даже на нем, так как в этом случае они сольются в одну форму, и в результате при просмотре фотографии будет сложно понять чей это силуэт.
Кроме того, при построении композиции будет более удачно запечатлеть силуэты людей в профиль, чем в анфас. В этом случае черты человека (нос, рот, глаза) будут лучше прорисованы и скорее узнаны. О том, как правильно построить композицию снимка можно прочитать здесь.
6. В автоматическом режиме.
Большинство современных цифровых камер имеют автоматический режим измерения экспозиции, и им удается экспонировать всю фотографию и полностью сделать светлой каждую деталь. Проблема в том, что большинство камер настолько «умные», что они осветят объект вашей фотографии вместо того, чтобы недодержать его и превратить в силуэт, чего вы и добиваетесь. Преимущественно, камеры выставляют экспозицию в автоматическом режиме, при нажатии кнопки спуска затвора наполовину (в это же время камера фокусируется). Итак, наведите фотоаппарат на самую яркую часть вашей композиции и затем нажмите кнопку наполовину (не отпускайте). Затем передвиньте камеру назад, выстройте кадр с объектом так, как вы хотите, и сделайте снимок. На большинстве цифровых камер в результате получится фото-силуэт. На самом деле, вы обманываете камеру и заставляете её «думать», что яркая часть изображения – та, которая имеет средний тон яркости. Так, все, что темнее его, будет засвечено в качестве отличной темной тени.
У некоторых цифровых камер есть режим «точечного» или «центрального» замера. Он может помочь вам с вышеуказанной техникой фотографирования, так как фотоаппарат измерит свет только в центральной точке изображения, а не везде. Это значит, что вы можете точно указать камере, для какого именно бита яркого фона вы хотите установить экспозицию.
7. Ручной режим.
Если вышеописанный способ не работает, а у вашей камеры есть элементы управления ручной экспозиции или экспокоррекции, вы можете попробовать установить собственные настройки. Прелесть цифровых камер в том, что вы можете экспериментировать сколько вашей душе угодно, пока не добьетесь нужного результата.
Самый простой способ начать использовать ручной режим - это посмотреть на выдержку и апертуру, которые предлагаются в автоматическом режиме, и оттолкнуться от этого. Если в автоматическом режиме ваш объект слишком светлый (а вам, например, нужно его затемнить), понизьте выдержку на один или два EV и посмотрите, что получится. Для того чтобы получить несколько снимков на фоне заката и восхода, различающихся экспозицией, используйте технику брекетинга, которую я описывал в предыдущих темах.
8. Фокусировка.
В большинстве случаев вам захочется, чтобы объект, силуэт которого вы делаете, был в фокусе и выглядел очень четко. Это значит, что процесс, описанный в пункте 4, может оказаться немного сложнее, чем просто нажать кнопку спуска затвора наполовину, чтобы правильно измерить экспозицию. Может получиться так, что камера сфокусируется на некой точке заднего плана. Избежать этого можно двумя способами. Во-первых, если у вашей камеры есть режим ручной фокусировки, вы можете им воспользоваться. Сфокусируйте ваш кадр перед тем, как измерите экспозицию кадра.
Второй способ заключается в использовании диафрагмы для максимальной глубины резкости (размер изображения, который будет находиться в фокусе). Установите маленькую диафрагму (то есть, большое диафрагменное число), чтобы увеличить глубину резкости. В результате, скорее всего, и передний, и задний планы на вашем фото будут иметь четкие очертания.
Наконец, последний совет про силуэты – безусловно, общий силуэт с красивым, четким, черным предметом будет эффектным фото, однако не стоит забывать про частичные силуэты. Иногда изменение света делает их немного более объемными и «настоящими». В этом и заключается эффективность «автовилки» для ваших изображений – она позволит вам выбрать между полным и частичным силуэтом.
И в заключении, предлагаем вам посмотреть 12 потрясающих фотографий силуэтов.