Наверняка вы когда-нибудь сидели на концерте или спортивном мероприятии масштаба целого стадиона и пытались поймать хороший момент?
Вы достаете из кармана свою «мыльницу», прицеливаетесь, устанавливаете автоматический режим и – ВСПЫШКА!!! Фото готово… или все же нет?
Вы смотрите на дисплей камеры, ожидая увидеть снимок, полностью передающий атмосферу происходящего, и какого же ваше удивление, когда вместо этого на фото изображены три ряда перед вами, а после абсолютная непроглядная темнота. Что не так? Проще говоря – вам нужно было выключить вспышку.
Хотя не волнуйтесь, вы не одиноки в своей неудаче. На самом деле, если вы осмотрите стадион, вы увидите сотни таких же вспышек, сопровождающихся разочарованными и сбитыми с толку выражениями лиц при взгляде на дисплей.
Проблема состоит в том, что ваша встроенная в камеру вспышка не достаточно мощная для того, чтобы осветить весь стадион. На самом деле подобные вспышки в силе осветить порядка десяти метров перед вами, так что такая вспышка в съемке особенно не поможет (если, конечно, вам не повезло оказаться в первом ряду происходящего шоу).
При включенной вспышке ваша камера начинает подбирать настройки, ожидая, что вспышка окажет определенное влияние. В связи с этим камера выбирает короткую выдержку, более низкое ISO и маленькую диафрагму, что собственно все вместе и делает снимок темным.
Так что же должен сделать фотограф для удачного кадра?
Во-первых, умерьте немного свои ожидания. В крупных темных помещениях получить хороший снимок можно, только ухитрившись. И у съемки без вспышки, как и у всего остального, имеется свой потолок в отношении качества.
Имейте в виду то, что большая часть хороших снимков крупного плана, которые печатают в журналах, сделаны профессиональными камерами с высокой передачей и, что самое главное, с максимально близким доступом к сцене.
Здесь же стоит сказать, что существует несколько приемов, которые можно использовать для увеличения шансов получения достойных снимков, даже если вы расположились в последнем ряду зала.
Это самый первый и самый важный шаг. В большинстве фотоаппаратов есть настройка, благодаря которой вы можете отключить автоматическую вспышку. Это действие даст вашей камере своеобразную подсказку о том, что нужно делать. В большинстве случаев изменение настроек происходит путем сочетания увеличенного ISO, длинной выдержки и высокой апертуры. Фото, конечно, после этого не станет превосходным, но вы уже будете видеть, что двигаетесь в правильном направлении.
Если вы снимаете на концерте со световым шоу, вам нужно поэкспериментировать со съемкой при свете на разных уровнях. Одна из самых главных проблем, с которой вы столкнетесь, состоит в том, что на большинстве концертов света недостаточно. Так что, если в какой-то момент свет станет ярче, это может быть отличным сигналом для того, чтобы сделать пару кадров.
Но имейте в виду, в зависимости от экспозамера вашей камеры в ярком свете, в частности, когда свет направлен на зрителей, кадры могут оказаться переэкспонированными. Это логично приведет вас к мысли, что снимать лучше при меньшем свете. Во время работы вы обязательно поймете, когда наступит подходящее время для спуска затвора.
Заметка: это правило немного зависит от цвета света. Большинство концертных фотографов сражаются с избыточным красным цветом на фото.
Одна их проблем, с которой сталкиваются фотографы при съемке в темных помещениях, необходимость снимать с более длинной выдержкой, а это значит, что вы столкнетесь с эффектом трясущихся рук. Обычно эта проблема преодолевается с помощью штатива, но если у вас под рукой его нет (что более вероятно), просто поищите что-то, на чем можно зафиксировать фотоаппарат. Камеру можно прислонить к стене, поставить на какую-то горизонтальную поверхность… или просто избегать съемки парней, танцующих брейкданс в стиле 80-х.
Это не значит, что все время пока идет концерт, нужно возиться с настройками и изучать меню камеры, чтобы найти верное сочетание функций. Но если вы желаете поэкспериментировать (скажем, жена притащила вас на концерт Джорджа Майкла, и вам нужно как-то занять себя на время песен :) ), существует несколько главных настроек, с которыми стоит играться (если мыльница, конечно, допускает ручные настройки): ISO, выдержка и апертура.
ISO – увеличьте ISO, и вам не придется использовать длинную выдержку. Но не забывайте, чем выше ISO, тем больше шумов вы увидите на снимке.
Выдержка – рекомендовать конкретную выдержку невозможно, но нужно стараться устанавливать более низкие выдержки, если есть возможность зафиксировать камеру. Чем длиннее выдержка, тем острее вы будете ощущать дрожание камеры и сложности с захватом движения на сцене (это может привнести интересный эффект, но вряд ли вы захотите, чтобы все фотографии были с таким эффектом). Если концерт не очень подвижный, например, хоровой или инструментальный, вы можете снизить выдержку без особого блюра.
Апертура – это отверстие внутри объектива – чем она больше, тем больше света проникает в объектив. Это отличная вещь при плохой освещенности, однако она оказывает определенное влияние картинку, в частности, сужается глубина поля.
Еще одна настройка, с которой можно попробовать поиграться – баланс белого. Обычно на это обращают внимание немногие, но для второго отделения концерта Джорджа Майкла должно все-таки что-то остаться. ;)
Вы на заднем ряду… и, конечно, у вас появится искушение приблизить объективом то, что происходит на сцене настолько, насколько это возможно. Но не стоит забывать о том, что у таких действий есть свои последствия.
Чем больше зум, тем больше дрожит камера и портится снимок. Зум увеличивает и сцену, и тряску.
Также вы захотите избежать перехода в «цифровой зум». Большинство «мыльниц» имеют и оптический, и цифровой зум. Оптический зум не ухудшает качество картинки (кроме тряски камеры), а вот цифровой зум просто расширяет снимок, что делает вашу фотографию более пикселизированной (Об отличиях между оптическим и цифровым зумом можно почитать в материале Цифровой зум против оптического). Лучше всего приехать домой и сделать тоже самое на компьютере.
Заметка: после концерта обязательно сделайте несколько кадров общего плана толпы, сцены или самого стадиона, чтобы запечатлеть весь масштаб события.
А вы пробовали фотографировать на концертах? ;)
Спонсор поста:
Конечно, фотографировать на концерте проще и лучше профессиональной зеркальной камерой, тогда ваши фотографии получат достойную оценку у зрителей. Фотографии знаменитостей, которые у вас получатся, можно выложить в интернет или просто похвастаться ими перед друзьями.