Как сбалансировать свет от вспышки с окружающим светом при помощи экспонометра

Часто в процессе съемки возникает необходимость получить правильно экспонированный портрет в плохо освещенной комнате или зале, когда всё, что есть в наличии - это освещение окружающей среды и вспышка фотоаппарата. Имея представление об экспозиции и определенные навыки использования фотовспышки, можно научиться успешно сочетать влияние вспышки и освещенности окружающей среды на экспозицию для получения превосходных фотографий, которые будут выглядеть натурально, без неестественности, обусловленной использованием только вспышки, и без огрехов, обусловленных недостаточной освещенностью среды.

В большинстве своем, встроенного в камеру экспонометра будет волне достаточно для съемки в условиях хорошей равномерной освещенности. Однако, встроенная система экспозамера обычно дает сбой, когда нужно сделать правильно экспонированный снимок предмета в плохо освещенном помещении. В этой ситуации возникает необходимость сбалансировать освещенность окружающей среды со светом от вспышки, подсвечивающей объект съемки. Это же касается и съемки в условиях плохой освещенности на открытом воздухе.

Встроенный в камеру экспонометр не способен обеспечить точный экспозамер и установить правильную экспозицию кадра в случае двух источников света. Иными словами, не способен сбалансировать освещенность окружающей среды с направленным светом от вспышки. Экспонометр камеры, установленный в оценочном (для Canon), матричном (для Nikon), центровзвешенном или точечном режиме замера экспозиции, прекрасно работает в случаях, когда кадр сбалансирован по свету, но увы не работает, когда экспозиция окружающей среды в кадре существенно отличается от экспозиции освещенного вспышкой предмета.

Два примера неправильной работы встроенного в камеру экспонометра

Для дальнейших экспериментов необходима внешняя вспышка. Чтобы синхронизировать ее с фотоаппаратом можно использовать "горячий башмак" (если таковой имеется в камере), либо же использовать дистанционно управляемую беспроводную вспышку. Встроенная вспышка камеры для данного эксперимента не подходит. Для всех последующих примеров устанавливается значение диафрагмы f/4 и ISO400.
Для получения первого снимка вспышка устанавливается в режим ETTL (замер экспозиции через оптику камеры). В камере установлен приоритет диафрагмы и оценочный режим замера экспозиции.

Как сбалансировать свет от вспышки с окружающим светом при помощи экспонометра

Видно, что объект съемки получился достаточно хорошо освещенным, при этом задний фон недоэкспонирован.

Для следующего примера устанавливается точечный режим замера экспозиции. Интересно, как будет при этом вести себя задний план. Все остальные настройки камеры оставлены теми же и вспышка по-прежнему в режиме ETTL. Видно, что теперь все изображение оказалось недоэкспонированным. Данная система экспозамера оказалась не способна должным образом оценить освещенность всего кадра и основного объекта в нем (см. изображение ниже).

Как сбалансировать свет от вспышки с окружающим светом при помощи экспонометра

Для получения следующего снимка вспышка отключается, и выставляется оценочный (матричный) экспозамер. Идея заключается в том, чтобы попытаться получить наилучшую экспозицию для заднего плана.

Как сбалансировать свет от вспышки с окружающим светом при помощи экспонометра

При скорости срабатывания затвора 1/13 сек экспозиция заднего фона снимка получилась довольно хорошей, хотя и не идеальной.

Использование ручного экспонометра для решения проблемы

Хорошие ручные экспонометры имеют несколько режимов: режим точечного замера отраженного света (обычно 2 градуса активного поля и меньше), режим замера падающего света при помощи измерительного полусферического светоприемника, и один или несколько режимов замера вспышки. Зная, для чего предназначен каждый из этих режимов, можно добиться значительных успехов при съемке со вспышкой.

Каждый фотограф хотел бы, чтобы все его фотографии были удачными, а не только один снимок из ста. Чтобы всегда получать желаемые снимки, нужно для начала прекратить экспериментировать с настройками наобум. Эксперименты хороши только тогда, когда фотограф знает, что он делает, и какие инструменты при этом у него имеются в наличии. Нужно понимать, что существуют множество способов осветить объект съемки, так же, как существует множество вариантов расположения при съемке самого объекта в пространстве. Нужно уметь правильно выставлять экспозицию, представлять, как сбалансировать освещение окружающей среды и свет от вспышки, но прежде всего, нужно знать как этот свет измерить.

Первый шаг: выбор внешней экспозиции (для освещения окружающей среды)

Пришло время вернуться к эксперименту начатому ранее. Камера установлена в режим ручного замера экспозиции. Как и раньше, установлено значение диафрагмы f/4. Далее, для того чтобы правильно проэкспонировать помещение, где происходит съемка, измеряется яркость освещения окружающей среды используя режим точечного замера отраженного света. Для этого ручной экспонометр нужно направить в зону средних тонов кадра (близкую с среднесерому тону). В данном тесте экспонометр показал значение выдержки 1/10 сек при диафрагме f/4. Эти значения и были установлены в камере. Сделанный тестовый снимок демонстрирует, что для освещения окружающей среды выбрана верная экспозиция.

Как сбалансировать свет от вспышки с окружающим светом при помощи экспонометра

Тестовый снимок с использованием только освещения окружающей среды.

Второй шаг: выбор экспозиции вспышки (для объекта съемки, освещенного вспышкой)

Для следующего эксперимента можно использовать дистанционно управляемую беспроводную вспышку. Если такой возможности нет - можно использовать специальный дистанционный шнур для внешней вспышки (для Canon или Nikon соответственно). Устанавливать вспышку непосредственно на "горячий башмак" не рекомендуется, так как подсвеченный таким способом объект будет выглядеть неестественно и потеряет объем. Но, для простоты данного эксперимента, вспышка была установлена непосредственно на "горячий башмак" на камере, что значительно облегчает съемку, когда камера портретно ориентирована.

Для измерения экспозиции вспышки, ручной экспонометр устанавливается в режиме измерения "падающего света" и замера экспозиции "беспроводной вспышки" (не следует выбирать режим проводной вспышки). Это позволит измерить количество света, падающего на объект съемки в момент срабатывания вспышки. Если в данном эксперименте использовался дистанционный пульт управления вспышкой, то следующий шаг будет очень простым. Если же нет, то для следующего измерения понадобится ассистент. Ручной экспонометр нужно расположить так, чтобы измерительный полусферический приемник был обращен к камере, встречно свету вспышки. При полной мощности вспышки экспонометр показал значение диафрагмы f/19. Вот как выглядит полученное фото:

Как сбалансировать свет от вспышки с окружающим светом при помощи экспонометра

Как видно из фото и полученных показаний экспонометра - это определенно слишком большая мощность для вспышки.

Так как в камере для нужной глубины резкости установлено значение диафрагмы f/4, а измеренное экспонометром значении диафрагмы f/19 - наблюдается переэкспозиция кадра. Измеренное и установленное значение диафрагмы отличаются на 5 стопов (f/4 > f/5.6 > f/8 > f/11 > f/16 > f/19). Поэтому, чтобы решить проблему с переэкспозицией - необходимо на 5 стопов понизить мощность вспышки, установив ее на значении 1/32 полной мощности. Теперь экспонометр, обращенный к вспышке, показывает значение диафрагмы f/4, а значит все готово для следующего тестового снимка.

Как сбалансировать свет от вспышки с окружающим светом при помощи экспонометра

Свет от вспышки и освещение окружающей среды успешно сбалансированы. Объект съемки идеально освещен, при этом само помещение получилось тоже правильно экспонированным.

Регулирование скорости срабатывания затвора для более детальной обрисовки объекта

В принципе, настройки камеры показывают, что экспозиция выбрана верно, и видно, что при установленной диафрагме f/4 и сам объект, и помещение в котором он находится получились правильно экспонированными. Это хорошо. Но, если нужно сделать больший акцент на объекте съемки, необходимо чтобы помещение стало недоэкспонированным. С уже имеющимися установками сделать это легко. Все что нужно - увеличить скорость срабатывания затвора на один, два или более стопов. Это приведет к недоэкспозиции всего пространства, оказавшегося в кадре, кроме самого объекта съемки, который по прежнему останется правильно экспонированным.

Как сбалансировать свет от вспышки с окружающим светом при помощи экспонометра

Окружающая среда в кадре недоэкспонированна на 1 стоп, при изменении скорости срабатывания затвора до 1/20 сек.

Как сбалансировать свет от вспышки с окружающим светом при помощи экспонометра

Окружающая среда в кадре недоэкспонированна на 2 стопа, при изменении скорости срабатывания затвора до 1/40 сек.

Объясняется это тем, что замер экспозиции для заднего фона основывается на освещенности окружающей среды. В то время как объект съемки освещен используемой вспышкой, являющейся мгновенным источником света с очень короткой длиной импульса. Экспозиция вспышки регулируется изменением мощности самой вспышки, диафрагмы камеры, а также увеличивается или уменьшается в зависимости от расстояния от объекта съемки до вспышки. Экспозиция вспышки не зависит от скорости срабатывания затвора, по крайней мере до тех пор, пока скорость срабатывания затвора меньше скорости срабатывания вспышки. Как результат, изменение скорости срабатывания затвора влияет на внешнюю экспозицию (экспозицию помещения, в котором происходит съемка) не влияя на экспозицию вспышки (экспозицию объекта съемки)

Итог всего вышесказанного и совет на будущее

В заключении следует сказать , что используемые в камерах встроенные системы экспозамера, будь-то оценочные, точечные или центровзвешенные, никогда не обеспечат того уровня контроля за экспозицией, которого можно достичь, использую хороший ручной экспонометр.

Источник
Следующая новость
Предыдущая новость

Самые популярные игры в сети Спортивно-развлекательная игра Лазертаг в Москве Приезжайте к нам судиться!: В Воронеже открылось отделение Международного коммерческого арбитражного суда Контроль – во всем: Как представленный в Воронеже «Нальчикский молкомбинат» обеспечивает качество своей продукции Лень и что с ней делать