Что такое композиция? Композиция (сочинение, составление, размещение - лат.) - соединение различных частей произведения в нечто единое художественное целое, в котором в определенной визуальной форме более ясно открывается содержание. Процесс построения снимка основывается на соподчинении с основным сюжетным и тематическим центром всех наименее значимых частей построения. Конкретно-смысловым деталям композиции постоянно способствуют особые выразительные средства: освещение, тональность, спектр, точка и момент фотосъемки, план, ракурс, а еще выразительный акцент и различные контрасты фотографии. Композиция не обязана играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика идеи, композиция работает лишь средством для выражения авторской идеи и авторского смысла.
Пересекающиеся (диагональные) линии сечения- одно из проявлений правила "Золотого сечения" . Главная мысль - вынудить глаз передвигаться в конкретной направленности. Исходную точку линии лучше располагать в одном из углов кадра. Говорят, будто самый верхний левый угол наилучшая стартовая точка, так как большая часть людей начинает разглядывать изображение с данного угла. Возможны и другие месторасположения линий золотого сечения, только бы они были отчетливо проявлены.
Правило одной трети - старайтесь избегать дробления кадра на симметричные доли. Лучше визуально разбить кадр на 3 доли и к примеру вместить небо в верхнюю треть, а все прочее в нижние 2 трети. Буквально так же, можно вертикально разделять кадр на 3 доли.
Выделение объекта - это можно сделать, настроив ваш объектив на маленькую глубину резкости. Использование в процессе открытой диафрагмы позволяет вам выделить основной предмет и размыть побочные.
Выделение контрастом - при разглядывании фотографии взгляд, как зачастую концентрируется на более, контрастных местах, и наверное может быть использовано для привлечения интереса к конкретным местам. В цветной фотографии эту же роль играет цветовой контраст, нарастить цветовой контраст может помочь поляризационный фильтр.
Светотень - строгие закономерности градации светлого и темного, благодаря которым воспринимаются глазом и воспроизводятся объекты съемки. Оттенки и цвета светотени буквально соответствуют характеру освещенности объекта съемки, объемной форме предметов, состоянию атмосферы. И правда, с помощью светотени можно очень сильно разнообразить ваш кадр.
Обрамление объекта. Интересный результат дает внедрение обрамления объекта в кадр, чем либо (предмет, снятый чрез арку, съемка из пещеры и т.д.).
Выделение объектов съемки светом - позволяет отметить желаемый предмет, на фоне других наименее освещенных. Экспонометрический замер нужно делать по освещенному участку.
Внедрение линий - линии эмоционально действуют на зрителя, изогнутые полосы успокаивают; ломаные работают как раздражитель; вертикальные полосы придают достоинство и величия; горизонтальные - покой и безмятежность; диагональные - активность и динамичность объекта.
Надлежит избегать прямых линий на фото, выходящих за пределы вашего кадра, так как они разделяют кадр на части или, по крайней мере, располагать их так, чтоб они никак не разделяли кадр на одинаковые части. Так лучше, чтоб в конце линий располагался какой-нибудь объект, чтоб взор никак не уходил за пределы кадра.
Точку схождения параллельных линий по возможности лучше располагать в центра кадра. Нередко используется прием применения проходящих через весь кадр линий - линии берут начало в одном из нижних углов снимка и идут к его смысловому центру, традиционно расположенном в той самой точке "золотого сечения". Эту линию можно отыскать фактически во всяком сюжете: тропинка, вытянутый объект, линии разделения тонов либо расцветки. Диагональные построения дают динамику вашему снимку.
Впереди движущегося предмета нужно оставлять больше места, нежели позади него. Это придает динамическому снимку больше "подвижности".
Тональность фото производит чувственное впечатление на зрителя. Черные тональности - тени, темный цвет - нередко ассоциируются с ночью, фотографии кажутся загадочными. Светлые тональности - белоснежный цвет и цвета ясно-сероватого спектра - ассоциируются с солнечным светом и завышенным настроем, с радостными мыслями и ощущениями.