В последнее время технология HDR стала предметом бурного обсуждения в мире цифровой фотографии. Не затихают дебаты о том, хорошо это или плохо, уместно в той или иной ситуации или нет, и даже о том, можно ли вообще считать HDR настоящей фотографией. Однако не будем углубляться в эти дебри – данная статья рассчитана на тех, кто использует HDR или хотел бы научиться снимать в этом режиме. В частности, здесь мы рассмотрим один из сложнейших моментов, а именно, как научиться снимать красивые закаты, используя HDR.
Термин HDR или High Dynamic Range (расширенный динамический диапазон) в фотографии означает, что диапазон контрастности между самыми темными и самыми светлыми областями изображения больше обычного. Другими словами, и очень темные и очень светлые объекты одновременно прорисовываются намного лучше и четче. Для съемки закатов это особенно актуально, поскольку снимаем мы против солнца, которое является мощным источником света, в результате чего остальной пейзаж получается темным и плохо различимым, чаще всего, в виде силуэта. Однако при грамотной настройке фотоаппарата для съемки HDR и правильной пост-обработке фотографий можно достичь очень хорошего результата, когда все области снимка будут одинаково четкими.
Прежде чем приступить непосредственно к съемке, вам необходимо произвести ряд настроек в самом аппарате. Вот несколько рекомендаций о том, как правильно это сделать:
Гистограмма для темного изображения
Гистограмма для светлого изображения
Примерно так должен выглядеть набор фотографий на выходе. Хороший захват как темных, так и светлых границ на световой шкале. Обратите внимание, что на самом темном снимке детально прорисовано небо с облаками, тогда как на самом светлом небо полностью засвечено, но зато видны все детали ландшафта на переднем плане. Это нормально, и это – как раз то, что вам нужно.
Набор фотографий на выходе
В данном примере обработка производилась с помощью Photomatix, а также дополнительного ПО для обработки HDR-изображений. Но каким бы программным обеспечением вы ни пользовались, старайтесь следовать следующим рекомендациям:
Обратите внимание на сильные шумы и зернистость в области неба
Нередко при съемке пейзажей можно заметить, что один из участков снимка стоит сделать более ярким для более качественной прорисовки деталей, но на других областях фотографии это скажется не лучшим образом. Так, на этом снимке ландшафт на переднем плане будет смотреться выигрышнее, если немного передержать его, но небо при этом приобретает неестественный оттенок, и на нем появляются нежелательные артефакты. В данном случае можно использовать такой инструмент как маска. Маской закрываем небо, производим необходимые манипуляции со снимком и получаем два разных изображения, после чего соединяем их с помощью Photoshop, взяв наиболее удачные участки из каждого. Пример вы видите ниже. Начальная, более нейтральная версия снимка ориентирована на небо, но ландшафт на ней кажется скучноватым. Сделав снимок ярче и контрастнее, мы получим живописный ландшафт (версия 2), однако, небо приобретает нежелательный оттенок. И, наконец, используя технологию наложения слоев, объединяем два изображения в одно (версия 3).
Версия 1
Версия 2
Версия 3 - Финальная
Рассмотрим еще один пример. Некоторые считают, что невозможно получить удачное HDR-изображение, если на снимке присутствует человек. Взгляните на следующие снимки, и вы поймете, что это не так.
HDR-закат с человеком
Результат с помощью tone mapping
В данном случае смешивание двух изображений не производилось: использовалось только тональное отображение (tone mapping) и настройка с помощью Lightroom. Хотя на этом снимке изображен не закат, а восход солнца, суть технологии остается неизменной – в обоих случаях солнце находится за горизонтом.
Еще одной распространенной проблемой при склейке HDR-изображения является небо с большим количеством белых пушистых облаков, которые часто получаются слишком темными и мрачными. Здесь снова на помощь может прийти технология наложения маски. На примере, показанном ниже, вы можете видеть, что в результате обработки передний план снимка вышел ярким и живописным, но облака при этом оказались слишком темными. Если попытаться сделать их светлее, потеряется та идеальная проработка деталей травы и пирамид. Поэтому, здесь остается создать два разных изображения с помощью маски, а затем объединить их в одно.
Небо с пушистыми облаками
Версия 1
Версия #1 (выше) подчеркивает красоту переднего плана снимка: трава выглядит четко и детально, но облака кажутся слишком темными. В действительности, это не грозовые тучи, а легкие, белые облачка, но на снимке этого незаметно. Для того, чтобы придать им более натуральный вид, берем отдельный снимок из серии, на котором небо вышло достаточно светлым, и объединяем два изображения в одно, используя маску. Результат – более мягкая и светлая картинка.
Финальная версия
Финальная смешанная версия – выше. Видите разницу? Хотя отличие и несущественно, картинка воспринимается уже совсем по-другому.
Итак, сейчас самое время выйти на улицу с фотоаппаратом и попытаться проделать все вышеописанное самостоятельно. Если у вас уже есть готовые серии брекетинговых снимков, можете попытаться склеить их в одно изображение на основе данных рекомендаций. Но лучше попробовать снять сегодняшний закат или завтрашний рассвет.
И напоследок еще один небольшой совет: чтобы добиться наилучших результатов, попробуйте найти интересный объект, который бы выделялся на фоне вашего заката или рассвета. Простой закат на фоне ровного, плоского горизонта выглядит не так завораживающе, какими бы богатыми ни были цвета. Поэтому, постарайтесь в дневное время найти что-нибудь интересное, продумайте сцену заранее, а уже вечером приступайте к работе, не тратя времени на подготовку.