В зимнее время года многие мировые культуры и религии отмечают праздники, которые включают в себя особое освещение. Например, Новый Год и Рождество. Поскольку использование огней и свечей часто объясняется с точки зрения обрядов определенной культуры, большинство ученых пришли к выводу, что сначала появились огни, а затем им придумали объяснения. Тем не менее, с тех пор как люди получили власть над огнем, свет используется для освещения темноты – особенно в самой середине зимы.
Христиане рассматривают свечи, огоньки на деревьях и рождественское полено как символы рождения Христа и Вифлеемской Звезды. Влияние этих огней – если не самого объяснения – настолько могущественно, что современная буддистская и синтоистская Япония блистает огнями и украшениями в «Рождественское время». И в те же темные дни зимнего солнцестояния евреи по всему миру празднуют Хануку, «Праздник Света».
Много лет назад красиво сфотографировать праздничное освещение было сложно, так как пленки в те годы были не очень чувствительные. Им было сложно, например, запечатлеть образ в тусклом свете свечи.
Сейчас это не составляет труда, поскольку технология решила эти проблемы. На многих DSLR камерах можно установить светочувствительность ISO 800, 1600 и даже выше с малым количеством шума.
В дополнение к этому, большинство фотографов сегодня полагаются на авто экспозицию в своих любительских или SLR камерах. В отличие от старых люксметров, для которых ситуации с плохим освещением часто были непреодолимым препятствием, современные люксметры в камерах с автоэкспозицией способны дать хорошие показания даже при плохом освещении.
Это важный момент, поскольку праздничные огни обычно выглядят лучше всего, когда не освещаются дополнительным светом. Фактически это Правило номер один, когда речь заходит о хорошей фотографии огней: Выключите вспышку. Давайте повторим это: Для большинства снимков праздничного освещения выключите вспышку!
Заметьте, «для большинства». В очень редких случаях вам захочется добавить света, но обычно вы не будете этого делать. За этим утверждением следует вопрос: Когда нужно использовать вспышку, а когда избегать ее использования?
Давайте вспомним один важный аспект, который нужно учесть, если вы фотографируете без вспышки: Вам, возможно, потребуется медленная скорость закрытия затвора. Это означает, что вам понадобиться прочно зафиксировать камеру на твердой неподвижной поверхности, чтобы избежать даже малейшего ее дрожания. Штатив – это лучший способ.
Когда еще вам может захотеться использовать вспышку? Например, если вы фотографируете своих детей под елкой. Как еще у вас получится осветить их лица? С одной стороны, вы можете обнаружить, что огней Новогодней елки достаточно, и они бросают очень мягкий отблеск на их лица. Или, возможно, если стоит раннее утро, их лица озаряет свет из окна, который льется в комнату. В этом случае вам не понадобится вспышка. Но, с другой стороны, может быть вам будет недостаточно света, чтобы отчетливо разглядеть их лица. Тогда вам придется использовать вспышку. Как же разобраться, каким образом поступить?
Первый способ – сфотографировать и со вспышкой и без нее, а потом выбрать лучший снимок. Но, возможно, лучше продумать все заранее и определить предмет вашей съемки. Помните, что рекомендация номер один из трех рекомендаций Нью-Йоркского института фотографии состоит в том, чтобы определиться с предметом съемки до того, как предпринять что-то еще. Вы можете научиться этому в школе фотографии. В этом случае, вы решаете, что предмет съемки – это лица детей. Рекомендация номер два заключается в том, чтобы привлечь внимание к этому предмету. Один из методов привлечения внимания – убедиться, что ваш предмет хорошо экспонирован. Итак, измерьте свет, который падает на их лица от освещенной елки. Подойдите ближе и измерьте только освещение лиц. Если вам будет достаточно имеющегося света для хорошо экспонированного снимка, фотографируйте. Если нет, используйте вспышку.
Теперь давайте выйдем на улицу. Предмет уличной съемки включает в себя тщательно продуманное освещение и украшение домов, магазинов и улиц. И вновь, если вы хотите поймать сами огни, не пользуйтесь вспышкой. Еще один совет о съемке уличных огней – вы получите лучшие результаты, если будете фотографировать в сумерках. Таким образом, вы поймаете какие-нибудь цвета в небе, а не угольно черный тон, который запечатлеется на снимке ночью. Но что, если вы захотите сфотографировать вашего друга перед ярко освещенной витриной?
Вам хочется снять и яркие огни и вашего друга. Если использовать вспышку, вы сфотографируете друга, но возникнет опасность свести к минимуму эффект от ярких огней позади него. С другой стороны, если не воспользоваться вспышкой, можно получить огни во всех подробностях, но ваш друг превратится в темный силуэт.
Вот ответ на эту задачку. Большинство современных любительских фотоаппаратов, как пленочных, так и цифровых имеют забавную настройку, которая выглядит, как человечек со звездами на заднем плане (Ночной портрет). Основные режимы цифровых камер описаны в статье Режимы съемки в цифровых фотоаппаратах.
Эта настройка говорит камере, что вы желаете воспользоваться вспышкой (которая осветит вашего друга на переднем плане), но что вы хотите также, чтобы объектив оставался открытым достаточно долго, чтобы сфотографировать огни на заднем плане. Фактически, символ этой настройки на многих камерах – это такой вид иероглифа, который пытается обозначить «человека ночью перед огнями». Ваше решение осветить лицо друга и снять огни витрины предполагает использование этой настройки. Вспышка позволит увидеть его лицо. Долгая экспозиция поймает огни.
Но опять же будьте внимательны. Долгая экспозиция – длительностью обычно четверть секунды – требует, от вас зафиксировать камеру, чтобы она не дрожала. Еще раз рекомендуется использовать штатив.
Итак, чтобы сделать великолепные праздничные фотографии в период праздничного освещения, прислушайтесь к четырем советам, которые дают в школе фотографии:
Несколько особых аспектов
Усиление цифрового сигнала подобно тому, как если бы вы сделали звук радио как можно громче. На максимальной громкости слышно любое шипение, шум или скрип и, в зависимости от качества оборудования, и чистота звука понижается. То же самое происходит и с цифровым фотоаппаратом. При увеличении значений ISO, любые искажения и дефекты изображения также будут преувеличиваться.
Для достижения наилучшего качества изображения можно попытаться для начала работать с более низкими настройками ISO. Если у вас есть проблемы с получением хорошей экспозиции, увеличьте ISO, если потребуется. Вы можете даже попробовать воспользоваться автонастройкой ISO и посмотреть, какую экспозицию выберет камера. Более полную информацию о настройках ISO вы можете прочесть в статье Настройки ISO в цифровой фотографии.
Вне зависимости от того, какие настройки ISO выбраны, самые недорогие цифровые камеры производят «шум» во время долгой экспозиции. Шум вызван малыми электрическими возмущениями, которые присутствуют в каждой электрической системе. Чтобы уловить слабый световой сигнал, такой как предмет в слабом освещении, обычно требуются более долгие экспозиции. Чем дольше открыт затвор фотоаппарата, тем больше электрического шума попадает в кадр.
Итак, кажется, что это палка о двух концах.
Ситуацию делает еще сложнее ограниченный динамический диапазон цифровой камеры. Датчики изображения чувствительны лишь к особому диапазону яркости. Все, что находится вне этого диапазона, фотографируется как чисто белое или чисто черное. В результате можно получить снимок без теней или отчетливых деталей.
Вот несколько способов решить эти проблемы. Шум может быть уменьшен с помощью программного обеспечения. Фактически некоторые камеры предлагают опции встроенного шумоподавления. Собственное программное обеспечение камеры используется достаточно редко, так как это может привести к непредсказуемым результатам. Проверьте возможности вашего фотоаппарата до того, как довериться этой характеристике. На рынке сейчас имеется множество программ для шумоподавления, некоторые из них в качестве отдельных приложений, а другие, которые являются плагинами, работают вместе с вашими любимыми редакторами изображения. Например, Adobe Photoshop . Это означает, что вы можете выбрать камеру с шумоподавлением или решить проблемы позже в цифровой «фотолаборатории».
Как уже было замечено в этой статье, во время съемки праздничных огней на улице лучшую экспозицию можно получить в сумерки. Сумерки – это период времени от захода солнца до ночной темноты. Это зыбкое равновесие между светом и тенью даст в результате сияние огней и четкое изображение деталей в тени. Но нельзя недооценивать помощь находящихся в тени предметов для создания вашей композиции. Почитайте руководство по эксплуатации вашей камеры, чтобы выяснить подробности про опции баланса белого и то, как их настраивать. На получившейся фотографии зритель будет воспринимать сумерки как ночь.
Во время съемки праздничных огней в помещении попробуйте не использовать вспышку, а включить свет в комнате, чтобы усилить внешнее освещение. Вспышка может дать резкое высококонтрастное качество, которое полностью уничтожит сияние света. Точно расположенное искусственное освещение может усилить внешний свет, не подавляя ваши праздничные огни.
Один из способов расширить тональный диапазон цифровых образов - сделать две экспозиции объекта съемки. Фотографируя в ручном режиме, сделайте одну экспозицию, направленную на то, чтобы уловить все тонкости световых эффектов. Сделайте вторую экспозицию, чтобы снять все аспекты тени. Затем объедините две экспозиции в фотошопе как отдельные слои. Используя стирающее устройство, удалите плохо различимые зоны для того, чтобы сделать видимыми детали и воспользоваться тем, что получилось лучше всего на каждой экспозиции/слое. Используя эту технику, можно расширить тональный диапазон далеко за предел возможностей любой отдельно взятой экспозиции, снятой одной и той же камерой. Конечно, потребуется прочный штатив, чтобы обеспечить точное совпадение обеих композиций. Подумайте об использовании дистанционного управления, чтобы уменьшить вероятность того, что камера сдвинется.
Опытные фотографы могут также создать два отдельных изображения – одно направленное на то, чтобы лучше показать освещение, а другое – тени, с одного RAW-файла.
Во многих ситуациях баланс белого – настоящее спасение. С помощью автоматической нейтрализации экстремальных цветовых оттенков все возможные цифровые цвета формируются без малейших усилий. Важно помнить, что не все фотографии требуют баланса белого. Ослабьте богатые, интенсивные цвета заката, и вы останетесь ни с чем. Попытайтесь использовать баланс белого на изображении фейерверка, и вы получите скучные безжизненные неинтенсивные вспышки и полосы света. Праздничное освещение также требует подобного подхода. Выключив функцию автоматического баланса белого, вы гарантированно получите потрясающие цвета, которыми должен располагать праздник.
Вы можете попытаться выключить баланс белого вообще или даже поэкспериментировать с любыми другими ручными установками, чтобы найти цветовой баланс, который удовлетворит ваши визуальные потребности. Любой способ будет лучше, чем предоставлять решение камере.
Для получения непосредственного результата в цифровой фотографии от вас потребуется проверять экспозицию, чтобы определить, какая из них будет лучше. Воспользуйтесь преимуществом метаданных, которые большинство цифровых камер отображают на каждом цифровом кадре, который вы снимаете. Метаданные могут включать модель и изготовителя камеры, экспозицию, вспышку, баланс белого и другую важную информацию, которая поможет вам определить, что работает, а что не работает. Это означает, что вам даже не надо делать заметки! Чтобы получить доступ к метаданным ваших цифровых изображений, откройте файл в Adobe Photoshop.
Выберите файл > File Info. Появится окно File Info (файла информации). Выберете опцию Camera Data (данные камеры) с левой стороны экрана. Окно Camera Data покажет скорость затвора, диафрагму, установки ISO, фокальную длину объектива, установки вспышки и даже режимы измерения расстояния. Каждый год праздничные огни горят повсюду обычно достаточно долго, поэтому воспользуйтесь удобным моментом, чтобы сфотографировать их в начале сезона, а затем переснять позже, если вам это потребуется.