Никто не станет отрицать того факта, что жанр портретного снимка является одним из самых сложных. И не потому, что так трудно фотографировать статические объекты, а в связи с тем, что от фотохудожника требуется умение передать внутренний мир и настроение людей, которых он снимает.
Попробуем рассмотреть один их эффективных приемов, который можно использовать в портретной съемке, - так называемый эффект зрительного контакта.
Как правило, фотографы в своей работе используют три вида зрительного контакта. Экспериментируя с ними, можно добиться самого разного впечатления от полученного снимка.
- Прямой зрительный контакт. Если взгляд модели или иного объекта съемки направлен строго в объектив снимающей их камеры, то между ними и человеком, впоследствии смотрящим на получившийся снимок, устанавливается прямая зрительная связь. При этом, смотрящий на фотографию человек получает от модели, рекламной целью которой является, скажем, уличная мода, недвусмысленный эмоциональный посыл. Он может быть окрашен в самые различные эмоциональные тона: радости или грусти, раздражения или соблазна, оптимизма или испуга. Основным условием налаживания прямого зрительного контакта является то, что модель знает, что ее фотографируют, и старается создать соответствующий образ.
- Зрительный контакт между разными объектами съемки. В данном случае зрительный контакт между моделями призван передать характер и силу отношений, существующих между ними. Причем, человек, смотрящий на снимок, получается как бы вовлеченным в действо, происходящее в кадре. Достаточно часто такого рода приемы используются на свадебных фотографиях. Иногда, правда, фотографы пытаются передать при помощи этого приема иные сильные эмоции, существующие между людьми.
- Отсутствие зрительного контакта. Данный вариант предполагает, что объект съемки не знает, что его фотографируют, поэтому ведет себя естественно и непринужденно.