«Ведущее пространство» как инструмент фотохудожника

Одно из интересных правил, применяемых при компоновке фотографического кадра, относится к тем, что выведены из теории фотографии и представляют собой не жесткие каноны, а в большей степени инструменты для выражения творческих идей. Это правило «ведущего пространства». Оно говорит о том, что перед движущимся объектом на фото должно оставаться пространство. Какое именно – здесь можно обратиться к «правилу третей». К примеру, солдат, шагает в кадре справа налево. Кадр делится на три части воображаемыми линиями по вертикали. По второй из этих линий (правой) ориентируется солдат. Таким образом, он идет «куда-то», у него есть пространство, куда идти.

То же самое касается любых других движущихся объектов: животных, транспортных средств, спортивных снарядов. Чтобы на фото они выглядели органично и естественно, фотографы всегда оставляют им место, куда двигаться. Поэтому оно и называется «ведущим».
«Ведущее пространство» как инструмент фотохудожника

Этого же правила придерживаются, когда фотографируют говорящих людей. Фоторепортеры журят новичков: «Опять он у тебя «в стену» говорит». Действительно, со стороны затылка говорящего человека должно быть в разы меньше места, чем со стороны лица. Наличие «воздуха» перед оратором подразумевает и наличие публики. Иначе он будет «говорить в стену», упираясь носом в границу кадра. Это для большинства людей тяжело для восприятия и считается нарушением канонов визуальной культуры.

Но.

Фотохудожники, которым есть что сказать зрителю кроме как «вот солдат, он идет», «вот политик, он говорит», пользуются ведущим пространством для придания снимку определенного напряжения, драматизма. Например, если сфотографировать истово молящегося на коленях человека в профиль, так, чтобы его взгляд почти упирался в границу кадра, появится чувство, что его молитвы тщетны. Это ощущение ограниченности, зажатости возникает из-за привычки человека воспринимать границу кадра, как границу мира конкретного снимка. Если вы хотите поближе познакомиться с творчеством современных фотохудожников, то советую вам посетить вот этот сайт http://www.risunoc.com/2016/09/alicia-savage.html.

Экспериментируя с ведущим пространством, можно открыть много интересных явлений. Но это – больше из области теории, в частности – философии фотографии. Важно помнить, что если модель в кадре расположена «лицом в стену», это сразу же фокусирует внимание зрителя на ней, создает определенное напряжение. Особенно если ваша модель, кажется, вот-вот уйдет за границу кадра, озарив на прощание таинственной, незабываемой улыбкой. Взгляд интуитивно пытается догнать ускользающее, так уж человек устроен. Постоянная практика, игра с ведущим пространством, безусловно полезна. Целенаправленно конструируя кадр, начинающий фотохудожник начинает понимать принципы, по которым действуют законы композиции. Для этого полезно просматривать собственные снимки через некоторое время, две-три недели, а то и месяц, чтобы успеть от них отвыкнуть. При этом прислушиваться к себе: получилось ли задуманное, и если нет, то почему?

Ответ придет сам через некоторое время – тот ответ, который нельзя вычитать даже в самых умных книгах по фотографии. Он называется «чувство пространства» или «чувство композиции».

Смещение главной фигуры кадра от центра к краю дает еще один инструмент для игры со зрителем – место для второстепенных объектов, которые теперь стали буквально «в центре внимания». С их помощью можно рассказать о главном герое снимка: о тех обстоятельствах, в которых он находится, о том, чем он живет, а если посмотреть буквально – какой груз тянет за собой. Или же наоборот – что или кого уходящий человек оставил после себя? Или человек на краю – что подталкивает сделать решающий шаг, что удерживает от этого?

Всю эту смысловую начинку помогает использовать нарушение (а по сути – использование в своих интересах) правила ведущего пространства. И это – только самые простые примеры. Начинающий фотограф, склонный экспериментировать, может найти в этом много нового и для себя, и для своего зрителя.

Следующая новость
Предыдущая новость

Купи-продай: Таможенники рассказали, какую продукцию Воронежская область ввозит из-за границы Лучшие игровые автоматы и яркие эмоции от Азино777 Онлайн казино Император Парижский Монетный музей Осушили и прикрыли: Кредиторы «простили» воронежскому ЛВЗ «Висант» долги на сумму 190 млн руб.